Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 28.07.2009 по делу N А65-27154/2008 В удовлетворении заявления о признании незаконным предписания антимонопольного органа отказано правомерно, поскольку заявка участника размещения заказа соответствовала предъявленным требованиям конкурсной документации. На момент рассмотрения жалобы и выдачи предписания государственный контракт заключен не был, то есть у антимонопольного органа не было оснований для обращения в суд с заявлениями о признании недействительными итогов конкурса.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июля 2009 г. по делу N А65-27154/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления государственных закупок Республики Татарстан, г. Казань,

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2009

по делу N А65-27154/2008

по заявлению Управления государственных закупок Республики Татарстан, г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения от 20.03.2008 N 33гз/2008,

установил:

Управление государственных закупок Республики Татарстан (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточнений, принятых судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по Республике Татарстан, антимонопольный орган) от 20.03.2008 вынесенного на основании решения от 20.03.2008 N 33гз/2008.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.03.2009 заявление удовлетворено, предписание УФАС по Республике Татарстан от 20.03.2008 признано незаконным.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2009 решение суда отменено, в удовлетворении заявления Управлению отказано.

В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2009, оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.03.2009.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, оснований для ее удовлетворения не усматривает.

Как следует из материалов дела, 01.02.2008 в официальном печатном издании “Республика Татарстан“ N 21 и на официальном сайте www.agzpt.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса N 07.03.08-6819-ОК: Право заключения государственных контрактов на оказание услуг по добровольному страхованию транспортных средств для государственных нужд Республики Татарстан, уполномоченный орган - Управление государственных закупок Республики Татарстан.



В ходе рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе, поданных участниками размещения заказа, конкурсной комиссией установлено несоответствие заявки на участие в конкурсе открытого акционерного общества “Московская страховая компания“ (далее - ОАО “Московская страховая компания“) требованиям конкурсной документации, а именно: копии лицензий на осуществление страхования СN 3259 77, на страхование от несчастных случаев и болезней СN 3259 77004, на страхования средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта) СN 3259 77-06, представленные участником размещения заказа, не заверены, что явилось основанием к отказу в допуске заявки ОАО “Московская страховая компания“ к участию в конкурсе.

Результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе отражены в протоколе от 11.03.2008 N 07.03.08-6819-ОК.

Полагая отказ в допуске к участию в открытом конкурсе незаконным, ОАО “Московская страховая компания“ обратилось в УФАС по Республике Татарстан с жалобой на действия конкурсной комиссии Управления.

По результатам внеплановой проверки УФАС по Республике Татарстан принято решение от 20.03.2008 N 33гз/2008, которым конкурсная комиссия Управления признана нарушившей часть 2 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее - Закон о размещении заказов).

На основании вышеуказанного решения Управлению и конкурсной комиссии Управления выдано предписание о прекращении нарушения части 2 статьи 12 Закона о размещении заказов, в том числе об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 11.03.2008 N 21/2 и проведении повторного рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В исполнение предписания УФАС по Республике Татарстан 31.03.2008 конкурсной комиссией Управления проведена повторная процедура рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

В ходе повторного рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе был составлен протокол рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 31.03.2008 N 21/4, согласно которому ОАО “Московская страховая компания“ было допущено к участию в конкурсе и ей было присвоено второе место.

Не согласившись с предписанием УФАС по Республике Татарстан от 20.03.2008, Управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого предписания УФАС по Республике Татарстан, вынесенного на основании решения от 20.03.2008 N 33гз/2008.

Отменяя решение и отказывая в удовлетворении заявления суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.

На основании поступившей от ОАО “Московская страховая компания“ жалобы УФАС по Республике Татарстан в рамках полномочий, предоставленных статьей 17 Закона о размещении заказов, провело внеплановую проверку действий конкурсной комиссии Управления при проведении открытого конкурса на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по добровольному страхованию транспортных средств для государственных нужд Республики Татарстан.

В пункте 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов установлено, что при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования к содержанию и форме заявки на участие в конкурсе.

На основании части 1 статьи 25 Закона о размещении заказов для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.



В силу пункта “б“ части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 данного Закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, и такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса.

Следовательно, на стадии разрешения вопроса о допуске участника размещения заказов к участию в конкурсе конкурсная комиссия должна проверить соответствие поданной заявки требованиям конкурсной документации, и, при наличии условий, предусмотренных статьей 12 Закона о размещении заказов, не допустить участника размещения заказов к участию в конкурсе.

В соответствии с пунктом 1.5.3.6 конкурсной документации все документы, представленные участниками размещения заказа, должны быть подписаны руководителями (уполномоченными лицами) и скреплены соответствующей печатью (кроме нотариально заверенных копий).

Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения жалобы комиссией УФАС по Республике Татарстан установлено, что в составе заявки на участие в конкурсе ОАО “Московская страховая компания“ представлены копии действующих лицензий на виды услуг по предмету конкурса, которые были скреплены, прошиты, заверены печатью организации и подписью руководителя.

Таким образом, заявка ОАО “Московская страховая компания“ соответствовала предъявленным требованиям конкурсной документации и у конкурсной комиссии Управления отсутствовали основания для отказа участнику размещения заказа ОАО “Московская страховая компания“ в допуске к участию в открытом конкурсе.

Ссылка суда первой инстанции при разрешении спора на Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 N САЭ-09/16, обоснованно признано судом апелляционной инстанции неправомерной, поскольку данные разъяснения распространяют свои действия лишь на порядок заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя. Конкурсной документацией применение данных разъяснений при подаче документов не предусмотрено.

Допуск участника размещения заказа ОАО “Московская страховая компания“ в ходе повторного рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе не свидетельствует об отсутствии нарушений прав и законных интересов участников размещения заказа, поскольку допуск ОАО “Московская страховая компания“ был осуществлен конкурсной комиссией только после выдачи предписания от 20.03.2008 о прекращении нарушения части 2 статьи 12 Закона о размещении заказов.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 “О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд“ установлено, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов.

Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов, является Федеральная антимонопольная служба.

В силу части 9 статьи 17 Закона о размещении заказов при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии нарушений указанными в части 1 настоящей статьи лицами законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе, в том числе, выдать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из приведенных положений нормативных актов, в случае, если на момент вынесения нарушения государственный (муниципальный) контракт не заключен, антимонопольный орган вправе выдать обязательное для исполнения предписание.

Правомерность выдачи предписания установлена пунктом 3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 14.11.2007 N 379.

Антимонопольный орган на основании предоставленных ему действующим законодательством полномочий, рассмотрев жалобу ОАО “Московская страховая компания“, признал ее обоснованной и выдал конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений прав и законных интересов участника размещения заказа путем проведения повторной процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе.

Доводы Управления государственных закупок Республики Татарстан о том, что УФАС по Республике Татарстан не имело полномочий на выдачу обязательного для исполнения предписания по проведению повторной процедуры оценки и сопоставления заявок без признания торга недействительным в установленном законом порядке обоснованно отвергнуты судом апелляционной инстанции как не основанные на законе.

Из материалов дела видно, что конкурсная комиссия допустила нарушения законодательства при допуске участника размещения заказов к участию в конкурсе.

При таких условиях антимонопольный орган обоснованно выдал предписание о совершении комиссией действий, начиная со стадии процедуры оценки и сопоставления заявок.

В силу части 4 статьи 9 Закона о размещении заказов заказ считается размещенным со дня заключения государственного контракта.

На момент рассмотрения жалобы ОАО “Московская страховая компания“ и выдачи предписания от 20.03.2008 государственный контракт заключен не был.

Таким образом, у антимонопольного органа не было законных и фактических оснований для обращения в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными итогов конкурса.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены законно принятого судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2009 по делу N А65-27154/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.