Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 28.07.2009 по делу N А55-14824/2008 В удовлетворении заявления о признании незаконным решения органа, осуществляющего деятельность по ведению государственного земельного кадастра, об отказе в проведении государственного кадастрового учета земельного участка отказано правомерно, поскольку права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым отказом не нарушены.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июля 2009 г. по делу N А55-14824/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009

по делу N А55-14824/2008

по заявлению закрытого акционерного общества “Профессиональный центр оценки и экспертиз“ к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области, о признании незаконным решения об отказе в проведении государственного кадастрового учета земельного участка, обязании совершить определенные действия,

при участии третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, Федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата“ по Самарской области,

установил:

закрытое акционерное общество “Профессиональный центр оценки и экспертизы“ (далее - заявитель, общество, ЗАО “Профессиональный центр оценки и экспертизы“) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области об отказе в проведении государственного кадастрового учета земельного участка от 24.07.2008 N 63-00-102/08-269386, об обязании в течение двадцати рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу провести государственный кадастровый учет земельного участка по заявлению от 29.05.2008 N 63-32-110/08а-3747.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области в кассационной жалобе просит названные судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, удовлетворить заявленные ЗАО “Профессиональный центр экспертиз и оценки“ требования.

В судебном заседании представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области (далее по тексту - Территориальное управление Росимущества по Самарской области) поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе.

Остальные участвующие в деле лица о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя управления, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании договора от 17 мая 2006 года N 2/2006, заключенного между ЗАО “Профессиональный центр оценки и экспертиз“ и Территориальным управлением Росимущества по Самарской области, Закрытое акционерное общество “Профессиональный центр оценки и экспертиз“ выполняет работы по землеустройству с целью проведения государственного кадастрового учета земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю на территории Самарской области.

В соответствии с разделом 3 договора он вступает в силу со дня подписания и действует до момента выполнения сторонами своих обязательств.

Перечень земельных участков, в отношении которых проводятся работы по землеустройству и постановке на кадастровый учет, определен в приложении N 3 к договору. В указанный перечень под номером 83 включены, в том числе, земельные участки Федерального государственного учреждения “Национальный парк “Самарская Лука“ общей площадью 69 000 га.

Выполняя свои обязательства по договору, заявителем произведено межевание земельных участков Федерального государственного учреждения “Национальный парк “Самарская Лука“ (далее по тексту - ФГУ “НП “Самарская Лука“) и подготовлены документы, необходимые для проведения кадастрового учета.

Территориальное управление Росимущества по Самарской области, как правообладатель земельных участков ФГУ “НП “Самарская Лука“, обратилось в Управление Роснедвижимости по Самарской области с указанными документами о проведении кадастрового учета земельных участков. Заявление было зарегистрировано 20.05.2008 за N 63-32-110/08а-3747.

По заявлению Территориального Управления Росимущества по Самарской области заинтересованным лицом было издано решение об отказе в проведении кадастрового учета земельных участков от 24 июля 2008 года N 63-00-102/08-269386, которое оспаривается заявителем.

ЗАО “Профессиональный центр оценки и экспертиз“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, посчитав, что оспариваемое распоряжение незаконно и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, если полагает, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений, действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве необходимых условий для удовлетворения соответствующих требований определяет несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, пришли к выводу, что в соответствии с пунктом 5.2 Договора от 17 мая 2006 года N 2/2006 перечень документации, подлежащей оформлению и сдаче Исполнителем заказчику определен техническим заданием, и что из указанного договора и иных документов не следует обязанности закрытого акционерного общества “Профессиональный центр оценки и экспертизы“ по постановке земельных участков на кадастровый учет или полномочий на защиту прав интересов Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области в суде.

Доказательств нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности Общества суду не представлено. Не содержит таких доказательств и кассационная жалоба.

Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым отказом не нарушены, и правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.

Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Доводы территориального управления, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку доказательств, исследованных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 по делу N А55-14824/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.