Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 24.07.2009 по делу N А72-6426/2008 В признании права муниципальной собственности на объект недвижимости отказано, поскольку доказательств внесения спорного объекта в реестр муниципальной собственности, а также включения его в перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность не представлено. Спорный объект не относится к объектам социально-культурного и бытового назначения, на строительство которых предусматривалось расходование до 7 процентов капитальных вложений, выделяемых на жилищное строительство.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июля 2009 г. по делу N А72-6426/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом мэрии г. Ульяновска, г. Ульяновск,

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009

по делу N А72-6426/2008

по исковому заявлению Комитета по управлению городским имуществом мэрии г. Ульяновска, г. Ульяновск, к открытому акционерному обществу “Ульяновский авиационный промышленный комплекс “Авиастар“, г. Ульяновск, о признании права муниципальной собственности, при участии третьих лиц - Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск, Территориального
управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Ульяновской области, г. Ульяновск, Управления Федеральной регистрационной службы Ульяновской области, г. Ульяновск, Ульяновского областного государственного унитарного предприятия бюро технической инвентаризации, г. Ульяновск, Ульяновского филиала федерального государственного унитарного предприятия “Ростехинвентаризация“ - Федеральное бюро технической инвентаризации, г. Ульяновск, администрации (мэрии) г. Ульяновска, г. Ульяновск, Комитета по управлению земельными ресурсами и землеустройству мэрии г. Ульяновска, г. Ульяновск,

установил:

решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.12.2008 признано право собственности муниципального образования “город Ульяновск“ (право муниципальной собственности) на незавершенный строительством спортивный комплекс квартала 15 (ранее - школьный комплекс квартала 15), литера Д, кадастровый номер 73:24:021004; 0292860004, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Карбышева, 2.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 решение суда отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе Комитет по управлению городским имуществом мэрии г. Ульяновска просит отменить постановление арбитражного апелляционного суда как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.

В заседании кассационной инстанции 15.07.2009 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 9 часов 30 минут 17.07.2009.

Кассационная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа, проверив законность обжалованного судебного акта, правовых оснований для его отмены либо изменения не находит.

Как следует из материалов дела, Ульяновским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия “Ростехинвентаризация“ - Федеральное бюро технической инвентаризации“ 21.01.2008 по результатам технического обследования составлен технический паспорт на объект незавершенный строительством - спортивный комплекс квартала 15 (ранее Школьный комплекс квартала 15), инвентарный номер 29286, кадастровый номер 73:24:021004:0292860004, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, ул. Карбышева, 2, согласно которому спорный объект представляет
собой незавершенное строительством трехэтажное здание площадью застройки 1882,8 кв. м, состоящее из трех частей: литера Д, площадью застройки 1837,3 кв. м, степенью готовности 55%; литеры Д1, площадью застройки 24 кв. м, степенью готовности 55%; литеры Д2, площадью застройки 21,5 кв. м, степенью готовности 49%. Строительство начато в 1989 году.

Спорный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 73:24:02 10 04:156, площадью 43 206 кв. м, по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Карбышева, 2, находящемся в собственности муниципального образования “город Ульяновск“ согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности серии 73 АТ N 575071 от 02.05.2007, находится на балансе открытого акционерного общества “Ульяновский авиационный промышленный комплекс “Авиастар“ (далее - ОАО “УАПК “Авиастар“).

ОАО “УАПК “Авиастар“ создано в результате преобразования государственного предприятия “Ульяновский авиационный промышленный комплекс“ в акционерное общество открытого типа на основании распоряжения Президента РСФСР от 26.11.1991 N 103-рп “Об Ульяновском авиационном промышленном комплексе“ и Постановления Правительства РСФСР от 26.11.1991 N 23 “Вопросы акционерных обществ “Авиастар“ и “Волга-Днепр“.

На основании распоряжения Президента РСФСР от 26.11.1991 N 103-рп и Постановления Правительства РСФСР от 26.11.1991 N 23 Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом и акционерным обществом “Авиастар“ (ныне ОАО “УАПК “Авиастар“) заключен договор от 19.11.1992, согласно которому акционерному обществу “Авиастар“ безвозмездно передано все имущество, производственные и непроизводственные фонды, оборотные средства, нематериальные активы и незавершенное строительство государственного предприятия “Ульяновский авиационный промышленный комплекс“.

По акту от 30.03.1992 спорный объект передан с балансов Министерства промышленности Российской Федерации, Департамента авиационной промышленности и государственного предприятия “Ульяновский авиационный промышленный комплекс“ на баланс акционерного общества “Авиастар“ по состоянию на 01.01.1992.

Государственным комитетом
Российской Федерации по управлению государственным имуществом 25.11.1992 акционерному обществу “Авиастар“ выдано свидетельство о собственности на приватизированное предприятие регистрационный N 251.

Согласно пункту 2.2. Устава ОАО “УАПК “Авиастар“ является правопреемником государственного предприятия “Ульяновский авиационный промышленный комплекс“ и отвечает по его обязательствам.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31.03.2005 по делу N А72-3923/2002 ОАО “УАПК “Авиастар“ признано несостоятельным (банкротом), и в отношении него открыто конкурсное производство, с 16.06.2005 утвержден конкурсный управляющий.

Управлением Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области отказано в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный объект, о чем вынесено сообщение от 26.06.2008 N 01/016/2008-325.

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 “О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав“ подтверждением права собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

До внесения объектов в соответствующий реестр таким документом являлся перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 “О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации“ и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп.

Доказательства внесения спорного объекта в реестр муниципальной собственности, а также доказательства включения его в перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих вопросы разграничения государственной собственности на федеральную собственность, государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, по делу не представлены.

Согласно пункту 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации
от 27.12.1991 N 3020-1 к муниципальной собственности относятся жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Совместным Постановлением Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 08.08.1960 N 851 “О мерах по дальнейшему улучшению торговли“ и Постановлением Совета Министров СССР от 05.08.1988 N 971 “О неотложных мерах по улучшению торгового обслуживания населения“ был установлен общий порядок финансирования строительства объектов социально-культурного и бытового назначения, согласно которому предусматривалась возможность расходования начиная с 1989 года на строительство предприятий розничной торговли и общественного питания, размещаемых как в первых этажах жилых домов, так и в отдельно стоящих зданиях, до 7 процентов капитальных вложений, выделяемых на жилищное строительство.

Спорный объект представляет собой незавершенное строительством трехэтажное здание, не является встроено-пристроенным нежилым помещением и не относится к объектам социально-культурного и бытового назначения, на строительство которых предусматривалось расходование до 7 процентов капитальных вложений, выделяемых на жилищное строительство.

В силу пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Доказательства, подтверждающие строительство истцом нового здания в соответствии с требованиями действующего законодательства, по делу не представлены.

Судом дана надлежащая правовая оценка порядку финансирования строительства объектов социально-культурного и бытового назначения в период возведения спорного объекта, на основании которого истцом подтверждается право собственности на данное строение.

Выводы
арбитражного апелляционного суда о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам.

Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 по делу N А72-6426/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.