Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 24.07.2009 по делу N А12-3519/2009 Постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ правомерно признано незаконным и отменено, поскольку дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие законного представителя общества и данных о его надлежащем извещении.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июля 2009 г. по делу N А12-3519/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области, г. Волгоград,

на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009

по делу N А12-3519/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Алики“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Алики“ (далее - ООО “Алики“, общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области (далее - Межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области, административный орган) об отмене постановления от 11.02.2009 N 034-60-Ю-00006 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением суда от 06.03.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 решение суда отменено с признанием незаконным и отменой постановления Межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области от 11.02.2009 N 034-60-Ю-00006 о привлечении ООО “Алики“ к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, административный орган обратился с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, в которой просит постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда отменить и оставить в силе решение суда.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемого судебного акта в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены.

Как видно из материалов дела, 26.01.2009 сотрудниками административного органа была проведена проверка предпринимательской деятельности ООО “Алики“ в магазине, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Шауляйская, 2 “А“, в ходе которой выявлено, что на витрине находилась предложенная к реализации алкогольная продукция в ассортименте: водка “Вечерний Волгоград“ емкостью 0,5 литра крепостью 40%; вино “Изабелла“ емкостью 1 литр; слабоалкогольный напиток “Апельсин“ емкостью 0,5 литра; джин-тоник “Браво Грейпфрут“ емкостью 0,5 литра; без ценников на реализуемую продукцию. Тем самым ООО “Алики“ нарушены требования пункта 19 “Правил продажи отдельных видов товаров“ утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (в редакции от 08.02.2006 N 80). “Правила продажи отдельных видов товаров“, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (в редакции от 08.02.2006 N 80) не находились в общедоступном для покупателя месте. При продаже алкогольной продукции крепостью более 40% в обществе отсутствовал сейф для хранения документов и денег.

По результатам проверки в отношении ООО “Алики“ был составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Постановлением административного органа от 11.02.2009 N 034-60-Ю-00006 ООО “Алики“ привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 рублей, что явилось основанием для обращения ООО “Алики“ с заявлением в арбитражный суд.

В пункте 19 “Правил продажи отдельных видов товаров“ утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (в редакции от 08.02.2006 N 80) указано, что при продаже алкогольной продукции продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. Таким образом, Законодатель указал на обязательное наличие ценников с содержанием информации о цене продукции при ее реализации, чего не было сделано заявителем. Ценники на алкогольную продукцию на момент проведения проверки отсутствовали. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела.

Согласно “Правил продажи отдельных видов товаров“ утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (в редакции от 08.02.2006 N 80) “Правила продажи отдельных видов товаров“ в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей.

Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах. На момент проверки “Правила продажи отдельных видов товаров“ не были размещены обществом в доступном для покупателя месте.

В силу пункта 5 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег. Аналогичные требования отражены в пункте 137 раздела XIX “Правил продажи отдельных видов товаров“, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55.

Отсутствие в проверяемом помещении общества на момент проверки сейфа для хранения документов и денег, ценников на алкогольную продукцию, правил продаж подтверждается материалами дела, в том числе протоколом осмотра помещений от 11.06.2008, протоколом об административном правонарушении от 27.01.2009 N 034-60-Ю-00006, объяснениями заведующей магазином Гавриловой С.Ф.

Неисполнение продавцом товара пункта 9, пункта 10, пункта 137 “Правил продажи отдельных видов товаров“ утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (в редакции от 08.02.2006 N 80) образует состав административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Поскольку судом установлено, что квалификация правонарушения определена верно и процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности не обнаружено, суд отказал в удовлетворении заявленных требований.

Между тем, судом апелляционной инстанции установлено, что в ходе производства по административному делу административным органом допущены существенные нарушения.

Согласно пункту 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Апелляционном судом установлено, что административным органом не были приняты необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

Апелляционным судом установлено, что заказное письмо, содержащее уведомление общества о том, что рассмотрение административного дела состоится 11.02.2009 в 10 часов, обществом получено лишь 11.02.2009.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено 11.02.2009 в его отсутствии.

На момент рассмотрения дела административный орган не располагал данными об извещении общества в части рассмотрения административного дела.

При сложившихся обстоятельствах апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что административном органом не доказан факт надлежащего извещения общества о рассмотрении материалов административного дела.

Извещение от 04.02.2009 N 04-15/5/004772, представленное Межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области в кассационной жалобе свидетельствует о том, что административным органом данным извещением вызывался Попов О.Л. по делу об административном правонарушении совершенным Поповым О.Л., а не юридическим лицом.

Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 по делу N А12-3519/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.