Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 23.07.2009 по делу N А65-13450/2008 Установленная ст. 25 ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании“ внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам. Данный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июля 2009 г. по делу N А65-13450/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Татарстан в лице Территориального отделения Департамента казначейства по Мамадышскому району Республики Татарстан,

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2009

по делу N А65-13450/2008

по заявлению государственного учреждения “Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мамадышском районе Республики Татарстан“, о признании незаконными действий территориального отделения Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан Мамадышского района Республики Татарстан и обязании совершить определенные действия, с участием заинтересованных лиц: Министерства финансов Республики Татарстан, Совета Средне-Кирменского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан,

установил:

государственное учреждение “Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мамадышском районе Республики Татарстан“ обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным действий территориального отделения Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан Мамадышского района Республики Татарстан, выразившихся в отказе в принятии исполнительного документа и его возвращении взыскателю, обязании принять к исполнению исполнительный документ.

Требования заявлены в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и мотивированы тем, что отказ территориального отделения Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан по Мамадышскому району в принятии к исполнению постановления от 11.03.2008 N 58 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и его возвращение по мотиву, что исполнение указанного постановления не регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), противоречит нормам статей 242.3. - 242.5. Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 “О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение“, статье 25 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании“.

Определением от 28.08.2008 Арбитражный суд Республики Татарстан привлек к участию в деле Министерство финансов Республики Татарстан в лице Департамента казначейства по Мамадышскому району, Совет Средне-Кирменского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.

Решением от 08.10.2008, оставленным без изменения постановлением от 11.12.2008 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, Арбитражный суд Республики Татарстан в удовлетворении требования отказал.



Постановлением от 31.03.2009 Федеральный арбитражный суд Поволжского округа отменил постановление от 11.12.2008 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, дело - передал на новое рассмотрение в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Отменяя постановление суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции исходил из того, что при повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не приняты во внимание положения части 3 статьи 242.1. БК РФ; не учтены факты обращения к исполнению и направления судебному приставу-исполнителю постановления территориального органа Пенсионного фонда; окончания исполнительного производства в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.

При новом рассмотрении дела постановлением от 06.05.2009 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.10.2008 отменил, заявленные требования удовлетворил в полном объеме.

В кассационной жалобе Министерство финансов Республики Татарстан в лице Территориального отделения Департамента казначейства по Мамадышскому району Республики Татарстан просит постановление суда апелляционной инстанции отменить как не соответствующее нормам права.

Заявитель кассационной жалобы считает, что поскольку постановление от 11.03.2008 N 58 не является судебным актом, его исполнение в порядке, предусмотренном статьей 242.1 БК РФ, невозможно.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Министерства финансов Республики Татарстан, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 “О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение“ установленная статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании“ внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.

В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3. - 242.5. БК РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.

Следовательно спорное постановление от 11.03.2008 N 58 является исполнительным документом, подлежащим исполнению в порядке, предусмотренном статьей 242.1. БК РФ.

При таких условиях суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.

Судом апелляционной инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела и правильно применены нормы права, подлежащие применению.

Доводы кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции как не соответствующие закону.

Оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:



постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2009 по делу N А65-13450/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.