Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 23.07.2009 по делу N А55-463/2008 Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи“, оказание мер социальной поддержки производится как за счет средств субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июля 2009 г. по делу N А55-463/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия “Тольяттинское троллейбусное управление“, город Тольятти,

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009

и кассационную жалобу Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2008 и на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009

по делу N А55-463/2008

по исковому заявлению муниципального предприятия “Тольяттинское троллейбусное управление“, город Тольятти, к Министерству управления финансами Самарской области, город Самара, с участием третьих лиц: мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти, федерального государственного унитарного предприятия “Почта России“ в лице обособленного подразделения “Тольяттинский почтамт“, г. Тольятти, о взыскании 11 618 220 руб. убытков,

установил:

муниципальное предприятие “Тольяттинское троллейбусное управление“ обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Министерству управления финансами Самарской области о взыскании 11 618 220 руб. убытков.

Исковые требования заявлены в соответствии со статьями 16, 790, 1069, 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивированы тем, что в результате перевозки граждан-льготников в 2006 году по единому социальному проездному билету (ЕСПБ), стоимость которого установлена постановлением правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 “Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан“, истцу не возмещены выпадающие доходы, являющиеся его убытками.



Определением от 20.02.2008 Арбитражный суд Самарской области привлек к участию в деле Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области и Министерство финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по Самарской области - в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора.

Истец до принятия решения увеличил размер исковых требований до 35 003 487 руб. 22 коп. убытков.

Вероятно, имеется в виду постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.09.2008.

Постановлением от 10.09.2009 Федеральный арбитражный суд Поволжского округа отменил решение от 29.05.2008 об отказе в иске, дело - передал на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела решением от 22.12.2009 Арбитражный суд Самарской области иск удовлетворил в полном объеме за счет казны Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области, руководствуясь статьями 16, 1069, 1071 ГК РФ.

Постановлением от 23.04.2009 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд решение изменил, уменьшив сумму взыскания до 18 563 595 руб. убытков, в остальной части иска - отказал.

В кассационной жалобе муниципальное предприятие “Тольяттинское троллейбусное управление“ просит постановление в части отказа в иске отменить как не соответствующее нормам права, оставив в силе решение суда первой инстанции.

Заявитель кассационной жалобы указывает на пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи“, постановление правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 “Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан“ как основание для возникновения расходных обязательств Самарской области.

В кассационной жалобе Министерство управления финансами Самарской области просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить как не соответствующие нормам права, дело - передать на новое рассмотрение.

Заявитель кассационной жалобы не согласен с расчетом суммы убытков и считает его необоснованным.

В судебном заседании от 16.07.2009 был объявлен перерыв до 20.07.2009 до 15 часов 00 минут в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, заслушав представителей сторон, не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.

Судом установлено, что истец осуществляет перевозку пассажиров г. Тольятти транспортом общего пользования - троллейбусами по городским маршрутам в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по льготным проездным билетам, установленными для муниципальных транспортных предприятий города Тольятти.

С принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ произведена замена натуральных льгот денежными компенсациями.

Истец, предъявляя ко взысканию убытки, возникшие в 2006 году, в обоснование исковых требований ссылается на постановление правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 “Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан“, согласно которому с 01.03.2005 стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области установлена в размере, не превышающем 210 руб. для:



лиц, указанных в пункте 3 статьи 14, в пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“, за исключением граждан, указанных в пункте 2 настоящего постановления;

лиц, указанных в пункте 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“;

лиц, указанных в части 2 статьи 16, в части 2 статьи 25, в подпунктах 1 - 10 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“;

лиц, указанных в статьях 2 - 7, 12 Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча“;

лиц, указанных в абзацах 1 - 3 пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 “О распространении действия Закона РСФСР “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ на граждан из подразделений особого риска“;

лиц, указанных в пунктах 1 - 2 статьи 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне“;

лиц, указанных в пункте 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“;

лиц, указанных в статье 1 Закона Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД “О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий“;

лиц, награжденных знаком “Почетный донор России“ и “Почетный донор СССР“ в соответствии с Федеральным законом от 09.06.1993 N 5142-1 “О донорстве крови и ее компонентов“;

лиц, получающих пенсию и не отнесенных к вышеперечисленным категориям лиц;

родителей, опекунов, попечителей детей-инвалидов;

лиц, сопровождающих инвалидов I группы. Для лиц, сопровождающих инвалида I группы, единый социальный проездной билет приобретается данным инвалидом.

Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 05.01.2006 N 4-1/п “Об утверждении стоимости проезда пассажиров на всех видах муниципального транспорта в городском сообщении на 2006 год“ стоимость обычного (не льготного) проездного месячного билета на 2006 год для граждан установлена в размере 520 руб. 00 коп. на один вид транспорта и 680 руб. 00 коп. на два вида транспорта (автобус и троллейбус).

В связи с неполным возмещением расходов по предоставлению льгот истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд и просил взыскать убытки, причиненные в результате неисполнения субъектом Российской Федерации обязанности по возмещению выпадающих доходов предприятия в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки.

Удовлетворяя исковые требования в полном объеме за счет казны субъекта Российской Федерации, Самарской области, суд первой инстанции исходил из того факта, что постановлением правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 “Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан“ субъект Российской Федерации принял на себя обязанности полного возмещения предприятиям транспорта неполученных доходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а объем переданных субъекту средств не покрыл неполученные доходы истца по предоставлению льгот.

Изменяя судебный акт суда первой инстанции и частично удовлетворяя требования за счет казны субъекта Российской Федерации, суд апелляционной инстанции признал, что названным постановлением правительства Самарской области определен лишь порядок предоставления льгот гражданам, а не расходные обязательства субъекта Российской Федерации.

При этом суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 16, 1069 ГК РФ, пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.

Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют закону и материалам дела.

Положения статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ определили, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.

Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи“, оказание мер социальной поддержки производится как за счет средств субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации.

При таких условиях суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил иск за счет ответчика в части взыскания убытков, возникших при реализации истцом Закона Самарской области исходя из количества региональных льготников, выкупивших единые социальные проездные билеты (л. д. 115, т. 3, л. д. 65, т. 4).

Доводы Министерства управления финансами Самарской области о необоснованности расчета взысканных убытков направлен на переоценку доказательств по делу, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 по делу N А55-463/2008 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.