Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 22.07.2009 по делу N А72-232/2009 Пунктом 3 статьи 9 ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ предусмотрены случаи, когда заказчик услуг обязан отказаться от заключения контракта с победителем конкурса. В удовлетворении иска о понуждении заключить государственный контракт на оказание услуг отказано правомерно, поскольку право на заключение и исполнение спорного контракта за пределами финансового года противоречит бюджетному законодательству.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июля 2009 г. по делу N А72-232/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ульяновского городского общественного фонда поддержки культуры и искусства “Живой звук“, г. Ульяновск,

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.05.2009

по делу N А72-232/2009

по исковому заявлению Ульяновского городского общественного фонда поддержки культуры и искусства “Живой звук“, г. Ульяновск, к Министерству молодежного развития Ульяновской области, г. Ульяновск, с участием третьих лиц: Министерства образования Ульяновской области, г. Ульяновск, Министерства финансов Ульяновской области, г. Ульяновск, о понуждении заключить государственный контракт на оказание услуг,

установил:

Ульяновский городской общественный фонд поддержки культуры и искусства “Живой звук“ (далее - общественный фонд “Живой звук“, истец) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Министерству молодежного развития Ульяновской области об обязании ответчика заключить государственный контракт на оказание услуг по организации и проведению молодежного форума возможностей “Жить и работать в России: Ульяновская область“.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.03.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство образования Ульяновской области.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 13.04.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Ульяновской области.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12.05.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе общественный фонд “Живой звук“ просит об отмене судебного акта и направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывается, что арбитражный суд вышел за рамки исковых требований, необоснованно применил норму, не подлежащую применению по данному делу. Об отсутствии финансирования в обеспечение исполнения обязательств по оплате государственного контракта было известно до проведения аукциона, однако аукцион отменен не был.

При рассмотрении данного дела судом кассационной инстанции объявлялся перерыв в судебном заседании до 15 часов 15 минут 15.07.2009.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся представителей истца, суд кассационной инстанции для удовлетворения жалобы оснований не находит.

Из материалов дела усматривается, и это установлено судом, что в Бюллетене госзакупок Ульяновской области от 31.10.2008 N 75(129) и на официальном сайте Правительства Ульяновской области было опубликовано извещение о проведении торгов в форме открытого аукциона на право заключить государственный контракт на оказание услуг по организации и проведению молодежного форума возможностей “Жить и работать в России: Ульяновская область“. Начальная (максимальная) цена контракта: 2 200 000 руб. 00 коп. Уполномоченным органом определено Министерство экономики Ульяновской области, государственным заказчиком - Министерство молодежного развития Ульяновской области.

Размещенная на официальном сайте Правительства Ульяновской области документация об аукционе содержала, в том числе проект государственного контракта.

Протоколом заседания аукционной комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ульяновской области от 28.11.2008 N 07-01-04/2008-563-02 зафиксировано, что победителем аукциона признан участник аукциона - Ульяновский городской общественный фонд поддержки культуры и искусства “Живой звук“.

Пунктом 6.4 указанного выше протокола государственному заказчику предписано заключить государственный контракт с победителем аукциона на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, по цене государственного контракта, предложенной победителем аукциона.

Письмом от 08.11.2008 N 16, поступившим в Министерство молодежного развития Ульяновской области 09.12.2008, истец направил ответчику для подписания два экземпляра государственного контракта. Ответчик письмом от 08.12.2008 N 1701 отказал истцу в заключении государственного контракта в связи с отсутствием возможности выполнить обязательство по оплате услуг по организации и проведению мероприятия, сославшись на распоряжение Правительства Ульяновской области от 24.11.2008 N 08-пр “О некоторых мерах по оптимизации расходов областного бюджета Ульяновской области“.

Считая, что ответчик необоснованно уклоняется от заключения государственного контракта по результатам проведенного аукциона, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением и просил обязать Министерство молодежного развития Ульяновской области заключить государственный контракт на оказание услуг по организации и проведению молодежного Форума возможностей “Жить и работать в России: Ульяновская область“.

Отказывая истцу в удовлетворении его требований, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 527 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.

В силу пункта 4 статьи 528 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов.

Пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ предусмотрены случаи, когда заказчик услуг обязан отказаться от заключения контракта с победителем конкурса.

В данном случае ответчик мотивировал отказ от заключения государственного контракта отсутствием бюджетного финансирования.

Условиями государственного контракта и аукционной документацией предусмотрено, что исполнение обязательств по оплате государственного контракта осуществляется за счет средств областного бюджета на 2008 год.

В соответствии с распоряжением Правительства Ульяновской области от 24.11.2008 N 608-пр “О некоторых мерах по оптимизации расходов областного бюджета Ульяновской области“ в порядке реализации дополнительных мер по экономии расходов областного бюджета Ульяновской области в четвертом квартале 2008 года - первом квартале 2009 года главным распорядителям средств (главным администраторам доходов) областного бюджета Ульяновской области предписано, в том числе не принимать бюджетные обязательства за счет средств областного бюджета Ульяновской области, не относящиеся к категории первоочередных расходов, при этом к первоочередным следует относить расходы на выплаты социального характера, оплату труда, питания в учреждениях социальной сферы, приобретение медикаментов, оплату коммунальных услуг, связи и ГСМ, расходы, имеющие софинансирование из федерального бюджета, а также осуществлять размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ульяновской области в первую очередь на неотложные (первоочередные) нужды и способами, позволяющими достигнуть заданных результатов с использованием наименьшего объема бюджетных средств.

Суд установил, что проведение форума возможностей “Жить и работать в России: Ульяновская область“ не могло быть отнесено к категории первоочередных расходов, поэтому государственный заказчик не мог принять на себя данное обязательство.

Как усматривается из отчета об исполнении бюджета Министерства молодежного развития за 2008 год, лимиты бюджетных обязательств, утвержденные в сумме 23 330 000 руб. 00 коп. были исполнены лишь в сумме 20 597 109 руб. 20 коп., а в остальной части - остались неиспользованными.

Согласно пункту 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Поскольку форум возможностей “Жить и работать в России: Ульяновская область“ не относится к долгосрочным проектам (срок оказания услуг согласно условиям контракта и аукционной документации - 10 дней со дня подписания контракта), судом сделан правомерный вывод о том, что право на заключение и исполнение указанного контракта за пределами финансового года (2008 года) противоречит бюджетному законодательству.

Министерство финансов Ульяновской области письмом от 30.04.2009 N 05-01-02/1760 сообщило, что в Законе Ульяновской области от 02.12.2008 N 203-30 “Об областном бюджете Ульяновской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов“ бюджетные ассигнования Министерству молодежного развития Ульяновской области не предусмотрены. Следовательно, в отсутствие бюджетного финансирования на 2009 год заключение государственного контракта на оказание услуг для нужд Ульяновской области невозможно.

Доказательств заключения ответчиком в 2008 году государственного контракта по результатам проведения аукциона с другим лицом либо доказательств заключения государственного контракта в порядке статьи 55 Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ не имеется.

С учетом изложенного, требования истца к Министерству молодежного развития Ульяновской области об обязании заключить государственный контракт на оказание услуг по организации и проведению молодежного форума возможностей “Жить и работать в России: Ульяновская область“ на условиях, содержащихся в аукционной документации, утвержденной директором департамента государственных закупок Министерства экономики Ульяновской области 30.10.2008, отклонены судом правильно.

Кроме того, дата окончания действия договора (31.12.2008) на момент обращения истца в суд с исковым заявлением и рассмотрения дела в суде наступила. Период, определенный аукционной документацией, в течение которого обязательства по договору должны быть исполнены, на день вынесения решения уже миновал.

В силу пункта 5 статьи 9, пункта 3 статьи 38 Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ существенные условия государственного контракта, перечисленные в аукционной документации, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не могут быть изменены.

Исходя из установленных судом обстоятельств, суд кассационной инстанции находит правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для обязания ответчика заключить договор на прошлое время и распространить его условия на прошедший период.

Правовых оснований к отмене или изменению судебного акта не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.05.2009 по делу N А72-232/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.