Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 22.07.2009 по делу N А57-4278/2008 Исковые требования о взыскании убытков, возникших в связи с возмещением стоимости изолированного благоустроенного жилого помещения, удовлетворены за счет средств субъекта РФ, учитывая, что у истца убытки возникли после внесения изменений в статью 5 Закона по социальной поддержке детей-сирот, суд руководствовался новой редакцией указанной статьи.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июля 2009 г. по делу N А57-4278/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Саратовской области, г. Саратов,

на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009

по делу N А57-4278/2008

по исковому заявлению администрации г. Саратова, г. Саратов и Комитета по финансам администрации г. Саратова, г. Саратов к Правительству Российской Федерации, г. Москва, Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, Управлению Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Саратовской области, г. Саратов, Правительству Саратовской области, г. Саратов, Министерству финансов Саратовской области, г. Саратов, Федеральному агентству по образованию, г. Москва, Министерству по образованию Саратовской области, г. Саратов, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, г. Саратов, с участием третьего лица: Ф.И.О. Саратовская область, п.г.т. Екатериновка о взыскании убытков в размере 468 600 руб.,

установил:

администрация г. Саратова и Комитет по финансам администрации г. Саратова обратились в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Саратовской области, Правительству Саратовской области, Министерству финансов Саратовской области, Федеральному агентству по образованию, Министерству по образованию Саратовской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о взыскании с надлежащего ответчика убытков в сумме 468 600 руб., возникших в связи с возмещением стоимости изолированного благоустроенного жилого помещения гражданину Кошкарову Е.Н. на основании определения Ленинского районного суда г. Саратова от 17.05.2005 и решения Ленинского районного суда г. Саратова от 27.03.1997.

Исковые требования мотивированы тем, что положения статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ (далее - Закон по социальной поддержке детей-сирот) устанавливают обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. На момент вынесения определения суда об изменении способа исполнения решения суда действовало Постановление Правительства Саратовской области от 21.09.2001 N 101-П “О дополнительных мерах и социальных гарантиях по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“, согласно которому органами местного самоуправления устанавливается порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обеспечение же жильем указанной категории граждан относится к обязанности органов исполнительной власти Саратовской области. Данное Постановление Правительства Саратовской области принято во исполнение Закона по социальной поддержке детей-сирот и Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, по мнению истца, закон предусматривает финансирование деятельности по обеспечению детей-сирот жильем не за счет средств местных бюджетов, а за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 03.12.2008 в иске отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 решение суда от 03.12.2008 отменено, с Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области за счет средств казны Саратовской области в пользу муниципального образования г. Саратова в лице Комитета по финансам Администрации г. Саратова взыскано 468 600 руб. убытков, 10 872 руб. госпошлины по иску. В иске к другим ответчикам отказано.

В кассационной жалобе Министерство финансов Саратовской области просит постановление апелляционного суда отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции, мотивируя неправильным применением апелляционным судом норм материального права. Заявитель кассационной жалобы указывает, что поскольку решение Ленинского районного суда г. Саратова было вынесено 27.03.1997, то при решении вопроса об определении уровня финансирования дополнительной гарантии в виде предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо применять законодательство, действовавшее до 27.03.1997, которым предусматривалось обеспечение жилой площадью указанных категорий граждан исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов. Также, по мнению Министерства финансов Саратовской области в случае удовлетворения исковых требований надлежащим ответчиком по данному делу должна являться Российская Федерация в лице соответствующего федерального органа исполнительной власти либо главный распорядитель средств областного бюджета Саратовской области.



Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная коллегия оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, решением Ленинского районного суда г. Саратова от 27.03.1997 по делу N 2-95/97 на администрацию г. Саратова была возложена обязанность по предоставлению несовершеннолетнему Кошкарову Е.Н., 1987 года рождения, благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарно-техническим требованиям, по нормам жилой площади в черте г. Саратова.

В связи с неисполнением администрацией г. Саратова указанного решения в натуре, определением от 17.05.2005 был изменен способ исполнения решения от 27.03.1997 путем взыскания с администрации г. Саратова за счет казны муниципального образования г. Саратова в пользу Кошкарова Е.Н. 468 600 руб. Данное определение вступило в законную силу 01.07.2005.

Платежным поручением от 10.12.2007 N 1079 указанная сумма перечислена Кошкарову Е.Н.

В связи с возникшими в результате возмещения стоимости жилья убытками, истцы обратились в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что решением суда общей юрисдикции обязанность по предоставлению жилого помещения Кошкарову Е.Н. возложена на администрацию г. Саратова, как на собственника жилого фонда в г. Саратове. Действующий в тот период Закон по социальной поддержке детей-сирот не учитывался судом при вынесении судебного акта, в основу принятого судом общей юрисдикции решения положены нормы жилищного законодательства. Неисполнение администрацией г. Саратова вступившего в законную силу судебного акта, привело к изменению способа исполнения решения суда. С учетом данных обстоятельств суд первой инстанции пришел к выводу, что нормативные акты, действующие в период изменения способа исполнения решения, не подлежат применению.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования, апелляционный суд правомерно на основании Закона по социальной поддержке детей-сирот пришел к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению за счет средств субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Закона по социальной поддержке детей-сирот, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 N 250-О-П установлено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Закона по социальной поддержке детей-сирот в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Статьей 5 Закона по социальной поддержке детей-сирот в редакции, действовавшей до 01.01.2005, установлено, что расходы на реализацию мер по обеспечению гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других незапрещенных законом источников.

Источник компенсации указанных расходов органам местного самоуправления законом не установлен.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) статья 5 Закона по социальной поддержке детей-сирот изложена в новой редакции, вступающей в силу с 01.01.2005, согласно которой предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных учреждениях), отнесены к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Поскольку Администрацией г. Саратова исполнены обязательства по обеспечению жильем Кошкарова Е.Н. в 2007 году, то апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о применении к спорным правоотношениям положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

В соответствии с положениями статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ ответственность по возмещению денежных средств правомерно возложена апелляционным судом на казну субъекта Российской Федерации.



Вероятно, имеется в виду Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006, а не от 22.06.2003.

Довод заявителя кассационной жалобы о необходимости применять к спорным правоотношениям законодательство, действующее в период возникновения обязательств по предоставлению гарантий, то есть до 01.01.2005, необоснован. Поскольку у истца возникли убытки после 01.01.2005, вопрос о возмещении последних должен быть решен в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, что соответствует и пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2003 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, как главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, судебная коллегия находит несостоятельным. В силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за неисполнение полномочий только в пределах средств, выделенных из бюджета субъекта Российской Федерации. Доказательства по финансированию со стороны Министерства финансов Саратовской области по спорным правоотношениям в материалы дела не представлены.

При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции, основанного на материалах дела при правильном применении норм материального и процессуального права.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 по делу N А57-4278/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.