Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 22.07.2009 по делу N А12-19829/2008 Основанием для передачи муниципального имущества в федеральную собственность является предложение о передаче имущества, направляемое органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти. Переходным периодом, в течение которого органы государственной власти имеют право на безвозмездное использование имущества, находящегося в муниципальной собственности, считается период, когда уже начата процедура передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июля 2009 г. по делу N А12-19829/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу первого заместителя прокурора Волгоградской области, г. Волгоград,

на Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2009

по делу N А12-19829/2008

по исковому заявлению первого заместителя прокурора Волгоградской области, г. Волгоград к Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, г. Волгоград, муниципальному учреждению “Жилищно-коммунальное хозяйство Ворошиловского района г. Волгограда“, г. Волгоград, управлению лесного хозяйства администрации Волгоградской области, г. Волгоград, о признании сделки недействительной, с участием третьих лиц: Комитета по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области, г. Волгоград, администрации Волгограда, г. Волгоград,

установил:

первый заместитель прокурора Волгоградской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском о признании недействительным договора аренды помещения (здания, строения) нежилого муниципального фонда от 28.03.2008 N 5/1321-08, заключенного между Департаментом муниципального имущества администрации Волгограда (далее - Департамент), муниципальным учреждением “Жилищно-коммунальное хозяйство Ворошиловского района Волгограда“ (далее - Учреждение ЖКХ) и управлением лесного хозяйства администрации Волгоградской области (далее - Управление лесного хозяйства).

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Комитет по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области, администрация г. Волгограда.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.03.2009 исковые требования удовлетворены.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2009 решение суда от 03.03.2009 отменено, в иске отказано.

В кассационной жалобе прокурор просит постановление арбитражного суда апелляционной инстанции отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции, мотивируя неправильным применением апелляционным судом норм материального права, указывая, что право безвозмездного пользования помещением у Управления лесного хозяйства возникло в силу закона.

Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.

Как следует из материалов дела, между Департаментом (арендодатель), Учреждением ЖКХ (балансодержатель) и Управлением лесного хозяйства (арендатор) был заключен договор от 28.03.2008 N 5/1321-08 аренды помещения (здания, строения, сооружения) нежилого муниципального фонда, общей площадью 244,70 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Козловская, д. 33. В соответствии с пунктом 1.2 договора помещение передается арендатору для размещения аппарата Управления лесного хозяйства. Пунктом 8.1 договора срок его действия определен сторонами с 28.03.2008 по 31.12.2008.

По акту приема-передачи от 28.03.2008 указанное нежилое помещение было передано арендатору.

Полагая, что договор от 28.03.2008 N 5/1321-08 не соответствует требованиям закона, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, апелляционный суд правомерно исходил из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.

В соответствии с положениями пункта 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) находящееся в муниципальной собственности имущество, предназначенное для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность. В переходный период до регистрации права собственности на указанное имущество федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе безвозмездно использовать указанное имущество для исполнения полномочий по предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Переходный период, на основании пункта 1.1. части 1 статьи 83 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, устанавливается со дня его официального опубликования - 06.10.2003 до 01.01.2009.

Между тем порядок (процедура) безвозмездной передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность определяется положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Согласно статье 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 “О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации“ основанием для передачи муниципального имущества в федеральную собственность является предложение о передаче имущества, направляемое органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти.

Из содержания указанных норм следует, что переходным периодом, в течение которого органы государственной власти имеют право на безвозмездное использование имущества, находящегося в муниципальной собственности, считается период, когда уже начата процедура передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную.

Поскольку апелляционным судом установлено, что данная процедура передачи арендуемого нежилого помещения из муниципальной в собственность Волгоградской области не начиналась, то судом сделан правомерный вывод, что у Управления лесного хозяйства отсутствует право на безвозмездное пользование спорным помещением. Право на безвозмездное пользование возникает в случае соблюдения условий, содержащихся в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

Согласно позиции, изложенной в пункте 5 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.11.2006 N 540-О, у Управления лесного хозяйства имеется право, но не обязанность безвозмездно использовать спорное имущество.

Таким образом, апелляционный суд правомерно указал на отсутствие оснований для признания недействительным договора аренды от 28.03.2008 N 5/1321-08 в силу его ничтожности.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции, основанного на материалах дела при правильном применении норм материального и процессуального права.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2009 по делу N А12-19829/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.