Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 20.07.2009 по делу N А72-8694/2008 В силу статьи 17.1 Закона “О защите конкуренции“ заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июля 2009 г. по делу N А72-8694/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета по управлению городским имуществом мэрии города Ульяновска, г. Ульяновск,

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.02.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2009

по делу N А72-8694/2008

по исковому заявлению первого заместителя прокурора Ульяновской области, г. Ульяновск к комитету по управлению городским имуществом мэрии города Ульяновска, г. Ульяновск, к обществу с ограниченной ответственностью “Виктория+“, г. Ульяновск о признании сделки недействительной,

установил:

первый заместитель прокурора Ульяновской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к комитету по управлению городским имуществом мэрии города Ульяновска (далее - Комитет) и к обществу с ограниченной ответственностью “Виктория+“ (далее - общество “Виктория+“) о признании недействительным договора аренды муниципального недвижимого имущества от 11.07.2008 N 9487/5557, заключенного между Комитетом и обществом “Виктория+“ и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания общества “Виктория+“ возвратить Комитету нежилое помещение общей площадью 16 кв. м., расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Минаева, 7, 1-й подъезд, 2 этаж.

Исковые требования заявлены в порядке статей 12, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивированы тем, что договор аренды от 11.07.2008 N 9487/5557 заключен в нарушение требований статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон “О защите конкуренции“) без проведения конкурса или аукциона, вследствие чего является ничтожной сделкой.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12.02.2009 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2009 решение суда от 12.02.2009 оставлено без изменения.

Судебные акты мотивированы тем, что договор аренды заключен ответчиками без проведения торгов, обязательность проведения которых предусмотрена статьей 17.1 Федерального закона “О защите конкуренции“, введенной в действие со 02.07.2008 Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ.

В кассационной жалобе Комитет просит принятые по делу судебные акты отменить, мотивируя неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы указывает, что соглашение на заключение договора аренды нежилого помещения достигнуто 27.06.2008, то есть до даты официального опубликования Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ, в связи с чем для заключения договора не требовалось обязательного проведения конкурса либо аукциона.



Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.

Как установлено судом, между Комитетом (арендодатель) и обществом “Виктория+“ (арендатор) на основании распоряжения председателя Комитета от 08.07.2008 N 749 заключен договор аренды муниципального нежилого помещения от 11.07.2008 N 9487/5557, в соответствии с которым арендодатель предоставляет арендатору на срок с 14.07.2008 по 01.06.2009 нежилое помещение площадью 16 кв. м., расположенное по адресу г. Ульяновск, ул. Минаева, дом 7, 1-й подъезд, 2 этаж.

По акту приема-передачи от 14.07.2008 общество “Виктория+“ приняло в аренду указанное нежилое помещение.

Согласно выпискам из реестра муниципальной собственности спорное помещение является муниципальной собственностью.

Прокурор, считая договор недействительным по признаку несоответствия требованиям действующего законодательства, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.

В силу статьи 17.1 Закона “О защите конкуренции“ заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень случаев заключения указанных договоров путем проведения торгов в форме конкурса устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 53 Закона “О защите конкуренции“ до установления предусмотренного частью 4 статьи 17.1 данного закона порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды государственного или муниципального имущества, конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях“, а аукционы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“.

Судом установлено, что договор аренды от 11.07.2008 N 9487/5557 сторонами заключен впервые и не подпадает под исключения из правил, установленных Законом “О защите конкуренции“.

Доказательства проведения конкурса или аукциона на право заключения договора аренды спорного муниципального имущества в материалах дела отсутствуют.

Поскольку оспариваемый договор аренды заключен ответчиками без проведения торгов, обязательность проведения которых предусмотрена частью 1 статьи 17.1 Закона “О защите конкуренции“, суды пришли к обоснованному выводу о том, что договор в силу статьи 168 ГК РФ является ничтожной сделкой.

Доводы Комитета о том, что договор аренды был заключен до введения в действие статьи 17.1 Закона “О защите конкуренции“, в связи с чем проведение конкурса или аукциона не требовалось, судебная коллегия находит несостоятельными.

Согласно пунктам 3.3.1 и 3.3.5 Положения о порядке предоставления в аренду нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 30.04.2003 N 62, договор аренды оформляется на основании распоряжения председателя Комитета или по результатам конкурса и считается заключенным с момента подписания договора (для договоров, заключенных на срок до 1 года).

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, распоряжение председателя Комитета о предоставлении обществу “Виктория+“ в аренду спорного помещения подписано 08.07.2008, то есть после введения в действие (02.07.2008) статьи 17.1 Закона “О защите конкуренции“.

При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, основанных на материалах дела при правильном применении норм материального и процессуального права.



На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.02.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2009 по делу N А72-8694/2008 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.