Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 20.07.2009 по делу N А06-5761/2008 Исковые требования о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и о понуждении к подписанию передаточного акта удовлетворены, поскольку бездействие органа местного самоуправления влечет за собой нарушение и неисполнение требований федерального и областного законодательства, препятствует реализации на территории муниципального образования программ, связанных с реформированием жилищно-коммунального комплекса и переходом на новые формы управления многоквартирными домами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июля 2009 г. по делу N А06-5761/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования “Город Ахтубинск“

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 29.12.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009

по делу N А06-5761/2008

по заявлению Администрации муниципального образования “Ахтубинский район“ к Администрации муниципального образования “Город Ахтубинск“ о признании незаконным бездействия и о понуждении к подписанию передаточного акта,

установил:

в Арбитражный суд Астраханской области обратилась Администрация муниципального образования “Ахтубинский район“ (далее - заявитель, Администрация МО “Ахтубинский район“) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия должностных лиц Администрации муниципального образования “Город Ахтубинск“ (далее - ответчик, Администрация МО “Город Ахтубинск“), выразившегося в неисполнении Закона Астраханской области “О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований Астраханской области“ от 26.12.2005 N 77/2005-03 (в редакции Законов Астраханской области от 03.10.2006 N 66/2006-03, от 24.09.2007 N 57/2007-03). Кроме того, заявитель просил обязать Администрацию муниципального образования “Город Ахтубинск“ подписать передаточный акт и внести в реестр муниципальной собственности муниципального образования “Город Ахтубинск“ имущество, указанное в части 3 статьи 1 Закона Астраханской области “О внесении изменений в закон Астраханской области “О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований Астраханской области“ от 24.09.2007 N 57/2007-03.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 29.12.2008 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Администрация муниципального образования “Город Ахтубинск“ просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявления Администрации муниципального образования “Ахтубинский район“.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив, в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, 01.01.2008 вступил в силу Закон Астраханской области от 24.09.2007 N 57/2007-03 “О внесении изменений в Закон Астраханской области “О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений Астраханской области“. Согласно указанному закону в собственность муниципального образования “Город Ахтубинск“ подлежали передаче объекты жилого фонда и инженерной инфраструктуры согласно утвержденному перечню.

В соответствии с частью 3 статьи 5.1 Закона Астраханской области от 26.12.2005 N 77/2005-03 “О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений Астраханской области“ право собственности на передаваемое имущество возникает со дня подписания уполномоченными лицами муниципальных образований передаточного акта о принятии имущества в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждено материалами дела, передаточный акт, содержащий перечень объектов жилого фонда и инженерной инфраструктуры согласно указанному выше закону и подписанный уполномоченным лицом муниципального образования “Ахтубинский район“, был направлен в адрес Администрации муниципального образования “Город Ахтубинск“ 15.01.2008.

Однако Администрация МО “Город Ахтубинск“ уклонилась от его подписания под предлогом необходимости изменения формулировки передаваемых объектов.

17.03.2008 в Администрацию МО “Город Ахтубинск“ был представлен передаточный акт, исполненный по форме, на которой настаивала администрация - с включением в качестве объектов передачи не жилых домов, а квартир, находящихся в муниципальной собственности. Указанный акт не был подписан в связи с непроведением передающей стороной инвентаризации и отсутствием документации длительного хранения на передаваемое имущество.

Считая, что бездействие Администрации МО “Город Ахтубинск“ является незаконным, Администрация МО “Ахтубинский район“ обжаловала его в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что бездействие Администрации МО “Город Ахтубинск“, выразившееся в неподписании передаточного акта влечет за собой нарушение и неисполнение требований федерального и областного законодательства, препятствует реализации на территории города Ахтубинска программ, связанных с реформированием жилищно-коммунального комплекса, переходом на новые формы управления многоквартирными домами.

Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам и действующему законодательству.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов в Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ) определен порядок разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.

Часть 11.1 статьи 154 названного выше Федерального закона N 122-ФЗ устанавливает, что разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ видами имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения. При этом разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Не разрешенные в процессе согласования разногласия регулируются законом субъекта Российской Федерации о разграничении указанного имущества.

В соответствии с частью 11.1 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу. Споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Закон Астраханской области от 24.09.2007 N 57/2007-03, которым утвержден перечень передаваемого имущества, вступил в законную силу с 01.01.2008. Данный закон в установленном порядке никем не оспорен и является обязательным для исполнения всеми муниципальными образованиями Астраханской области.

Судебными инстанциями отклонены ссылки Администрации МО “Город Ахтубинск“ на несоответствие указанного закона субъекта Российской Федерации федеральному законодательству, в частности Жилищному кодексу Российской Федерации в части включения в перечень имущества, подлежащего передаче, жилых домов. По мнению Администрации МО “Город Ахтубинск“, передаче подлежат не жилые дома, а квартиры, находящиеся в муниципальной собственности.

Согласно части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Часть 3 указанной статьи гласит, что собственник несет бремя содержания общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Состав общего имущества определен в статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В этой же статье указано, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Из статьи 1 Закона Астраханской области от 24.09.2007 N 57/2007-03 следует, что в муниципальную собственность МО “Город Ахтубинск“ подлежат передаче жилые дома именно за исключением помещений, принадлежащих в этих домах иным лицам на праве собственности.

С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что нормы Жилищного кодекса Российской Федерации в части определения объектов передачи в муниципальную собственность МО “Город Ахтубинск“ соблюдены. Соответственно права собственников приватизированных квартир передачей жилых домов не нарушены и у Администрации МО “Город Ахтубинск“ не имелось законных оснований для неподписания акта приема-передачи, составленного в соответствии с вышеназванным законом.

Разрешение дел о соответствии законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации является, в силу статьи 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ “О Конституционном суде Российской Федерации“, исключительной компетенцией Конституционного Суда Российской Федерации, в связи с чем ссылки заявителя кассационной жалобы на то, что Закон Астраханской области от 24.09.2007 N 57/2007-03 не соответствует Конституции Российской Федерации подлежат отклонению судом кассационной инстанции как не подлежащие рассмотрению и оценке в рамках данного спора.

Судами первой и апелляционной инстанций обоснованно не принят довод Администрации МО “Город Ахтубинск“ о непроведении инвентаризации передаваемого имущества и отсутствии части документации длительного хранения.

Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, определяющий порядок передачи имущества в связи с разграничением полномочий и принятый во исполнение его Закон Астраханской области от 26.12.2005 N 77/2005-03 “О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений Астраханской области“ не содержит в качестве обязательного условия передачи имущества наличие либо отсутствие технической документации. Частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусмотрена упрощенная процедура передачи имущества.

Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции считает выводы судов основанными на надлежащем исследовании и оценке представленных сторонами доказательств и правильном применении норм материального права.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны доводам, надлежащая оценка которым дана судами первой и апелляционной инстанций и не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов по делу.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 29.12.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 по делу N А06-5761/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить Администрации муниципального образования “Город Ахтубинск“ государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 27.04.2009 N 10917.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.