Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 16.07.2009 по делу N А65-3327/2009 Заявление о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ за продажу товаров без применения контрольно-кассовых машины (ККМ) удовлетворено правомерно, поскольку торговое место не имеет признаков, позволяющих отнести его к помещениям, при осуществлении торговли в которых заявитель обязан применять ККМ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 2009 г. по делу N А65-3327/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, г. Альметьевск

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.03.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009

по делу N А65-3327/2009

по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. г. Альметьевск Республики Татарстан к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, г. Альметьевск о признании незаконным постановления об административном правонарушении,

установил:

индивидуальный предприниматель Тимеркаев Вазид Назипович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан (далее - инспекция) от 27.01.2009 N 000003/К о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания 3 000 рублей штрафа.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.03.2009 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить указанные судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм права.

Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Из материалов дела следует, что инспекцией 16.01.2009 проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью в помещении контейнерного типа N 31-32, принадлежащем предпринимателю, расположенном на территории общества с ограниченной ответственностью “Торговый Двор“ по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Аминова. В ходе проверки выявлен факт реализации предпринимателем ткани - тюль на сумму 450 рублей без применения контрольно-кассовой техники.



По результатам проверки инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 16.01.2009 N 000003 и вынесено постановление от 27.01.2009 N 000003/К о привлечении предпринимателя к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде 3 000 рублей штрафа.

Не согласившись с указанным постановлением инспекции, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований о признании недействительным оспариваемого постановления инспекции, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о недоказанности наличия события административного правонарушения.

Данный вывод суд кассационной инстанции считает обоснованным, основанным на действующем законодательстве и подтвержденным материалами дела.

Согласно статье 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 3 000 до 4 000 рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ контрольно-кассовая техника подлежит применению на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Пунктом 3 статьи 2 вышеназванного Закона определено, что организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении, в том числе, торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.

Таким образом, право на торговлю без контрольно-кассовой техники законодатель ставит в зависимость от места торговли, его обустроенности и способа реализации товара.

Судами первой и апелляционной инстанций исследованы обстоятельства дела, связанные с характеристикой торговой точки, принадлежащей предпринимателю. Установлено, что место торговли предпринимателя представляет собой не изолированный, не электрифицированный не отапливаемый контейнер, без доступа покупателей внутрь, не обеспечивающий одновременно показ и сохранность товара. Представленные инспекцией фотоматериалы не свидетельствуют о том, что торговое место изолировано от других торговых мест, оборудовано защитными приспособлениями, обеспечивающими сохранность товара.

При таких обстоятельствах, судами обеих инстанций, исходя из указанной характеристики торгового места, сделан обоснованный вывод о том, что торговое место предпринимателя не имеет признаков, позволяющих отнести его к помещениям, при осуществлении торговли в котором заявитель обязан применять контрольно-кассовую технику.

Соответственно правомерным является вывод судов о том, что инспекцией не доказано наличие события административного правонарушения.

Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций и не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.03.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 по делу N А65-3327/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан - без удовлетворения.



Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.