Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 16.07.2009 по делу N А55-15582/2008 Иск о взыскании задолженности по плате за превышение предельно допустимых нормативов загрязнений, удовлетворен, поскольку материалами дела подтверждено неисполнение ответчиком обязательств по повышенной плате при сбросе сточных вод с превышением степени загрязненности. Определение платы за сброс в составе сточных вод загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций находится в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 2009 г. по делу N А55-15582/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 9 июля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Алексеевское“,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.02.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2009

по делу N А55-15582/2008

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью “Межрайонный напорный самоточный коллектор“ к обществу с ограниченной ответственностью “Алексеевское“, о взыскании 688 924 руб. 65 коп.,

при участии третьего лица: муниципального предприятия города Самары “Самараводоканал“,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Межрайонный напорный самоточный коллектор“ (далее - истец, ООО “Межрайонный напорный самоточный коллектор“) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью “Алексеевское“ (далее - ответчик) о взыскании суммы задолженности по оплате за превышение загрязнений, превышающих нормативные требования в 1, 2 квартале 2008 года в размере 688 924 руб. 65 коп.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.02.2009 года, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2009, с общества с ограниченной ответственностью “Алексеевское в пользу общества с ограниченной ответственностью “Межрайонный напорный самоточный коллектор“ взыскано 688 924 руб. 65 коп. задолженности, а также 13 389 руб. 25 коп. расходов по государственной пошлине.

Суды руководствовались статьями 309, 393, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, условиями договора от 01.01.2006 и исходили из неисполнения ответчиком обязательства по повышенной плате при сбросе сточных вод с превышением степени загрязненности.

В кассационной жалобе ООО “Алексеевское“ просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Представитель истца в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе.

Ответчик о времени и месте судебного разбирательства уведомлен, представителя в судебное заседание не направил, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.

По делу в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв с 07.07.2009 до 09 часов 00 часов 09.07.2009.

Проверив законность принятых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, отношения между ООО “Межрайонный напорный самоточный коллектор“ (далее - МНСК) и ООО “Алексеевское“ обусловлены договором N 1 на прием сточных вод от 01.01.2006, в соответствии с которым организация канализационного хозяйства (ОКХ) (истец) обязуется круглосуточно принимать от абонента (ответчик) в канализационный коллектор сточные воды, а абонент обязуется оплачивать услуги ОКХ, а также исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим договором.

Пунктом 1.2 договора стороны установили, что нормативные требования по составу сточных вод установлены Постановлением Главы г. Самары от 24.10.1994 N 1497 “О порядке определения платы взимания платежей за загрязнение окружающей среды в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты через системы канализации предприятиями-абонентами на территории Самарской области“.

При исполнении договора ОКХ и абонент руководствуются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила) (пункт 1.3 договора).

Тариф на услуги истца по приему сточных вод в пределах лимита водоотведения и нормативов загрязнения, а так же порядок его изменения согласованы сторонами с пунктами 4.1., 4.2., 8 договора.

Пунктами 4.5., 4.6. договора предусмотрена ответственность абонента за превышение установленных нормативов сброса сточных вод в систему канализации. Повышенная плата начисляется отдельно за превышение лимита водоотведения и за сверхнормативное загрязнение сточных вод.

В случае присутствия в сточных водах загрязняющих веществ, превышающих нормативные требования по составу сточных вод, размер дополнительных платежей определяется по результатам анализов, производимых МП “Самараводоканал“ в контрольных точках отбора проб истца.

Из материалов дела усматривается, что истцом произведены отборы проб сточных вод 26.03.2008, 14.03.2008, 15.05.2008 (л. д. 15 - 17), результаты анализов которых представлены в виде протоколов от 28.03.2008 N 223, от 19.03.2008 КХА N 126, от 26.02.2008 КХА N 82, от 20.05.2008 КХА N 257 (л. д. 18 - 21).

Из представленных протоколов исследования сточных вод видно превышение в них установленных нормативов загрязняющих веществ, что послужило истцу основанием для выставления ответчику счет-фактур от 16 апреля 2008 N 54 на сумму 650 017 руб. 10 коп. и от 07 июля 2008 N 108 на сумму 38 907 руб. 55 коп.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском со ссылкой на то, что ООО “Алексеевское“ не исполнило обязанность по оплате сброса загрязняющих веществ с превышением установленных норм.

Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суды двух инстанций исходили из условий договора от 01.01.2006, положений постановления главы администрации Самарской области от 05.08.1993 N 259 “О Порядке определения платы и взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов на территории Самарской области“, постановления Главы города Самара от 24.10.1994 N 1497 “О порядке определения платы и взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты через системы канализации предприятиями-абонентами на территории города Самары“, утвердившего “Временный порядок определения платы и взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты через системы канализации предприятиями-абонентами на территории города Самары“ и “Временную методику расчета платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты через систему канализации предприятиями-абонентами“, Приложения N 1 к “Временной методике“, Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 “О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов“, и статей 12, 309, 426, 539, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации и пришли к выводу, что за превышение допустимой концентрации по загрязнителям подлежит взысканию повышенная плата за каждый кубометр сбрасываемых сточных вод, что составляет заявленную по взысканию сумму.

Судебная коллегия находит выводы судов не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Согласно пункту 71 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (в редакции от 12 февраля 1999 постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 N 475, от 13.02.2006 N 83, от 23.05.2006 N 307) расчеты и корректировка размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации производится с учетом изменений платежей, устанавливаемых организациям водопроводно-канализационного хозяйства за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Следовательно, определение платы за сброс в составе сточных вод абонентов загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций, загрязняющих веществ запрещенных или не согласованных к сбросу в системы канализации находится в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом пунктом 61 Правил N 167 установлено право органов местного самоуправления или уполномоченной ими организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливать абоненту нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод.

Признавая расчет общества правильным, суды учли, что применение нормативных актов Самарской области и местного самоуправления стороны согласовали в пункте 1.2 договора.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что постановление главы города Самара от 24.10.1994 N 1497 не подлежит применению при рассмотрении настоящего спора, отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм действующего законодательства.

Ссылка заявителя относительно состава сточных вод и нарушения при отборе проб воды направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, установленных судами.

Суды указали, что отбор проб произведен в присутствии представителя общества, которым результаты исследований не оспаривались.

Правом параллельного отбора и анализа проб воды в порядке пункта 68 Правил N 167 ответчик не воспользовался.

Обстоятельства спора, связанные с наличием оснований для взыскания с ответчика платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судом, не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нарушений при рассмотрении дела арбитражным судом норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 16.02.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2009 по делу N А55-15582/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.