Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 16.07.2009 по делу N А12-19839/2008 В удовлетворении иска о признании недействительным договора аренды помещения отказано правомерно, поскольку истцом избран неверный способ защиты, так как те законодательные акты, на которые он ссылается, не являются основаниями для признания спорного договора аренды недействительным (ничтожным).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 2009 г. по делу N А12-19839/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2009 года.

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы прокуратуры Волгоградской области, г. Волгоград, и Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, г. Волгоград,

на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2009

по делу N А12-19839/2008

по исковому заявлению прокуратуры Волгоградской области, г. Волгоград, к Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, г. Волгоград, муниципальному учреждению “Жилищно-коммунальное хозяйство Дзержинского района“, г. Волгоград, Управлению Федеральной регистрационной службы по Волгоградской области, г. Волгоград, с участием третьих лиц: Комитета по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области, администрации Волгограда, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Волгоградской области, о признании сделки недействительной,

установил:

первый заместитель прокурора Волгоградской области обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском о признании недействительным договора аренды помещения (здания, строения) нежилого муниципального фонда от 01.01.2008 N 4/1668-08, заключенного между Департаментом муниципального имущества администрации Волгограда, муниципальным учреждением “Жилищно-коммунальное хозяйство Дзержинского района“ и Управлением Федеральной регистрационной службы по Волгоградской области (далее - УФРС по Волгоградской области).

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Комитет по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области, администрация г. Волгограда, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Волгоградской области.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.03.2009 исковые требования удовлетворены.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2009 решение арбитражного суда первой инстанции отменено, в иске отказано.

В кассационной жалобе Департамент муниципального имущества администрации Волгограда просит исключить из текста постановления апелляционной инстанции вывод суда о том, что УФРС по Волгоградской области имеет право на безвозмездное пользование нежилым помещением, расположенным по адресу: г. Волгоград, ул. Республиканская, д. 19.

В кассационной жалобе прокуратура Волгоградской области просит отменить постановление арбитражного суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции, полагая, что судом апелляционной инстанции нормы материального права применены неправильно.

От администрации г. Волгограда поступило ходатайство об отложении рассмотрения кассационных жалоб в связи с подачей кассационной жалобы по настоящему делу.

Судебная коллегия находит данное ходатайство не подлежащим удовлетворению, поскольку срок подачи кассационной жалобы по данному делу истек, а доказательства подачи жалобы в установленном законом порядке администрация г. Волгограда не представила.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав явившихся представителей сторон, суд кассационной инстанции для удовлетворения жалобы оснований не находит.

Из материалов дела усматривается, что между Департаментом муниципального имущества администрации Волгограда (арендодатель), муниципальным учреждением “Жилищно-коммунальное хозяйство Дзержинского района“ (балансодержатель) и УФРС по Волгоградской области был заключен договор от 01.01.2008 N 4/166808 аренды помещения (здания, строения, сооружения) нежилого муниципального фонда, общей площадью 355,10 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Республиканская, д. 19. В соответствии с пунктом 1.2 договора помещение передается арендатору для размещения районного отдела ФРС по Волгоградской области. Пунктом 8.1 договора срок его действия определен сторонами с 01.01.2008 по 30.12.2008, поскольку срок действия договора менее года, то он обязательной государственной регистрации не требовал.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, арбитражный суд исходил из следующих обстоятельств.

Согласно пункту 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ органы местного самоуправления до 01.01.2008 обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 1 января 2008 года настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. В переходный период до регистрации права собственности на указанное имущество федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе безвозмездно использовать указанное имущество для исполнения полномочий по предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 83 Закона со дня официального опубликования настоящего Федерального закона (06.10.2003) переходный период устанавливается до 01 января 2009 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 451 утверждено Положение о Федеральной регистрационной службе. В соответствии с пунктом 1 указанного Положения Федеральная регистрационная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, реестра арбитражных управляющих и единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков, а также функции по контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3.12.2004 N 188 утверждено Положение о главном управлении Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 Положения главное управление Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации является территориальным органом Федеральной регистрационной службы.

Вероятно, имеется в виду: “Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3.12.2004 N 188...“.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3.12.2004 N 1188 утвержден перечень главных управлений ФРС по субъектам Российской Федерации, в который включено Главное управление Федеральной регистрационной службы по Волгоградской области.

Суды пришли к выводу, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ Управление Федеральной регистрационной службы по Волгоградской области, как орган исполнительной власти, имеет право на безвозмездное пользование нежилым помещением, расположенным по адресу: г. Волгоград, ул. Республиканская, 19, в силу закона. Однако право на безвозмездное пользование возникает в случае соблюдения условий, содержащихся в указанном Законе.

Истец по данному делу обратился с иском о признании договора аренды недействительным, а исковые требования мотивировал пунктом 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, который регулирует вопросы безвозмездной передачи в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности имущества, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцом избран неверный способ защиты нарушенного права.

Судом апелляционной инстанции обстоятельства дела установлены правильно, выводы суда соответствуют установленным им обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального законодательства не установлено.

Правовых оснований к отмене или изменению постановления апелляционной инстанции не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2009 по делу N А12-19839/2008 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.