Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 15.07.2009 по делу N А65-24443/2008 Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для органов местного самоуправления является обязательным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июля 2009 г. по делу N А65-24443/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения “Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани“, г. Казань,

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.01.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2009

по делу N А65-24443/2008

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Волжская бумажная компания“, г. Казань, к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, г. Казань, муниципальному учреждению “Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани“, г. Казань, о признании незаконными действий по требованию дополнительных документов и обязании Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани принять решение о предоставлении земельного участка под зданием N 174, находящимся на праве собственности, площадью 2428 кв. м, за кадастровым номером 16:50:20 01 06:158, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Восстания, д. 100, обязании Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани подготовить проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка по цене в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.01.2008 N 18 “Об установлении цены земельных участков, отчуждаемых собственникам, расположенных на них зданий, строений, сооружений“ и направлении договора заявителю,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Волжская бумажная компания“ (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее - первый ответчик, ИК МО г. Казани, Исполком) о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии решения о предоставлении земельного участка в месячный срок и об обязании принять решение о предоставлении земельного участка площадью 2 428 кв. м с кадастровым номером 16:50:20 01 06:158, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Восстания, 100, под зданием N 174, а также к Комитету земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани (далее - второй ответчик, Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани, Комитет) о признании незаконными действий, выраженных в письме от 28.10.2008 N 17701, по требованию дополнительных документов и об обязании направить подготовленный проект договора купли-продажи земельного участка по цене в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.01.2008 N 18.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.01.2009, оставленного без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2009 заявление удовлетворено.

Признано незаконным и не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ) бездействие ИК МО г. Казани, выразившиеся в непринятии решения о предоставлении земельного участка площадью 2428 кв. м, находящимся под корпусом N 174, за кадастровым N 16:50:20 01 06:158, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Восстания, 100.

Признаны незаконными действия Комитета земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани (далее - Комитет) по истребованию дополнительных документов для оформления земельного участка в собственность и не соответствующими ЗК РФ.



Суд обязал ИК МО г. Казани, Комитет устранить нарушение прав и законных интересов ООО “Волжская бумажная компания“ в предпринимательской деятельности путем принятии решения о предоставлении земельного участка площадью 2428 кв. м, за кадастровым N 16:50:20 01 06:158, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Восстания, 100, под зданием (корпусом) N 174, направить подготовленный проект договора купли-продажи земельного участка по цене в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.01.2008 N 18.

Не согласившись с принятыми судебными актами, муниципальное учреждение Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой предлагает решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, в удовлетворении заявления отказать.

Податель жалобы ссылается на то, что в материалах дела отсутствует доказательство направления истцом и получения ИК МО г. Казани обращения с приложенными к нему документами о предоставлении земельного участка, в связи с чем отсутствовало основание для применения главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и соответственно вынесения решения в отношении ИК МО г. Казани.

Органом, принимающим решение о предоставлении земельного участка заявителю является ИК МО г. Казани. Соответственно исходя из изложенного выше руководствуясь статьей 36 ЗК РФ требование о направлении подготовленного проекта договора купли продажи заявителю должно было быть оставлено без удовлетворения поскольку оно вытекает из первого требования.

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.01.2008 N 18 не имеет никакого отношения к заявленным требованиям.

Представитель Комитета земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани поддержал доводы кассационной жалобы.

Представитель истца с кассационной жалобой не согласился.

Проверив законность обжалованных судебных актов, рассмотрев и обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает что решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.01.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2009 отмене не подлежат по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, истец обратился с заявлением от 17.10.2008 к руководителю Исполкома о предоставлении в собственность земельного участка площадью 2428 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Восстания, 100, находящимся под зданием, являющимся собственностью Общества (л. д. 45).

Комитет письмом от 28.10.2008 потребовал у заявителя дополнительно к представленным документам: технический паспорт на объекты недвижимости, фотофиксацию о внешнем виде объектов со всех сторон и состоянии прилегающей территории.

Заявитель, считая указанные действия Комитета и бездействие Исполкома незаконными и несоответствующими ЗК РФ, обратился в порядке части 1 статьи 198 АПК РФ в Арбитражный суд Республики Татарстан.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 29 Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Пунктами 3.2 Положения о муниципальном учреждении “Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани“, утверждены решением Представительного органа муниципального образования г. Казани от 24.12.2005 N 11-5, Комитет как орган Исполнительного комитета города Казани осуществляет от имени муниципального образования города Казани полномочия по владению, пользованию, распоряжению и управлению земельными участками; формирует земельные участки на территории города Казани; выступает в качестве продавца земельных участков, готовит проекты постановлений о передаче земли в собственность, заключает договоры купли-продажи земельных участков.

Согласно части 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.



В силу статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие на праве собственности объекты недвижимости обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства: рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для органов местного самоуправления является обязательным.

В соответствии с материалами дела судом установлено, что заявителю принадлежит на праве собственности здание склада за N 174, расположенное по адресу: г. Казань, ул. Восстания, д. 100 на основании договора купли-продажи здания от 22.05.2004 и Свидетельства о государственной регистрации права от 15.07.2004 (л. д. 36), что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.06.2008 N 01/212/2008-073 (л. д. 34), техническим паспортом РГУП “БТИ“ МСА и ЖКХ РТ от 06.03.2006.

Согласно кадастрового паспорта земельного участка от 27.05.2008 за кадастровым N 16:50:20 01 06:158 (предыдущий номер 16:50:20 01 06:150) испрашиваемый заявителем земельный участок сформирован и состоит на кадастровом учете, местоположение земельного участка: г. Казань, ул. Восстания, 100 с разрешенным использованием земельного участка “Под корпус 174“, площадью 2428 кв. м, площадь земельного участка соответствует материалам межевания.

Истец обратился к руководителю ИК МО г. Казани с заявлением от 17.10.2008 N 1-1608-з о предоставлении земельного участка в собственность под зданием приложив документы в соответствии с Перечнем, предусмотренным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370-15 наименований (л. д. 45), указанное заявление принято ИК МО за вх. N 11419.

Комитетом на заявление Общества от 17.10.2008 N 1-1608-з дан ответ N 17701 от 28.10.2008, что обращение Общества к руководителю ИК МО г. Казани принято, рассмотрено и указано о необходимости предоставления дополнительных документов с целью идентификации объекта недвижимости на запрашиваемом земельном участке, а именно: представить оригинал технического паспорта сроком не более 5 лет, а также фотофиксации объекта недвижимости. При предоставлении указанных документов Комитет готов приступить к подготовке проекта постановления руководителя ИК МО г. Казани о предоставлении прав на земельный участок (л. д. 46).

В соответствии с абзацем 2 части 5 статьи 36 ЗК РФ перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Между тем, в Перечне отсутствуют истребованные ответчиком документы в виде технического паспорта и фотофиксации объекта недвижимости.

Таким образом, направленное истцом заявление от 17.10.2008 в адрес руководителя ИК МО г. Казани оставлено без решения поставленного в нем вопроса в нарушение статьи 36 ЗК РФ, согласно которому исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении этого земельного участка гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно подпункту 2 пункта 1.1; 1.2 части 1 статьи 36 ЗК РФ при продаже находящихся в муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений стоимость таких земельных участков определяется исходя из выкупной цены, установленной субъектами РФ в зависимости от величины населенных пунктов и вида использования, расположенных на выкупаемом земельном участке зданий, строений, сооружений, а также ставок земельного налога.

Пунктом 2 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.01.2008 N 18 “Об установлении цены земельных участков, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений“ установлено, что до 01.01.2010 цену земли, применяемую для определения стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, приобретаемых собственниками расположенных на них зданий, строений, сооружений, не указанных в пункте 1 настоящего постановления, в населенных пунктах Республики Татарстан с численностью населения свыше 1 миллиона человек - в размере одиннадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Таким образом, суд правомерно пришел к выводу, что Исполком в установленные сроки не предпринял мер к решению вопроса о предоставлении земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ или об отказе, что является бездействием ответчика, действия Комитета по истребованию дополнительных документов: технического паспорта и фотофиксации объекта недвижимости являются незаконными и противоречащими ЗК РФ и Приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.

Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.01.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2009 по делу N А65-24443/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.