Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 15.07.2009 по делу N А55-18154/2008 В удовлетворении заявления о признании незаконным неутверждения в месячный срок схемы расположения земельного участка отказано правомерно, поскольку главой городского округа не допущено незаконного бездействия - обращения заявителя были переданы для рассмотрения в орган местного самоуправления, который является уполномоченным органом по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июля 2009 г. по делу N А55-18154/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.01.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009

по делу N А55-18154/2008

по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, к главе городского округа Самара, г. Самара, администрации городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным бездействия главы городского округа Самара, выразившегося в неутверждении в месячный срок схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Ташкентская, в районе дома N 100, площадью 15 кв. м, под установку временного торгового павильона “Промтовары“ с дальнейшей эксплуатацией, на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории; об обязании с учетом зонирования территории утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Ташкентская, в районе дома N 100, площадью 15 кв. м, под установку временного торгового павильона “Промтовары“ с дальнейшей эксплуатацией, на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, при участии третьего лица - индивидуального предпринимателя Имранова Н.А., г. Самара,

установил:

Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к главе городского округа Самара (далее - ответчик) с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в не утверждении в месячный срок схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Ташкентская, в районе д. 100, площадью 15,00 кв. м, под установку временного павильона “Промтовары“ с дальнейшей эксплуатацией, на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, и об обязании ответчика утвердить схему расположения вышеназванного земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.

Определением 01.12.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Имранова Н.А. (далее - ИП Имранова Н.А., третье лицо).

Определением от 16.12.2008 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена администрация городского округа Самара.

Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что главой городского округа Самара не допущено незаконного бездействия, поскольку обращения заявителя были переданы для рассмотрения в администрацию городского округа Самара, которая в силу пункта 1.2 Постановления главы городского округа Самара от 19.06.2006 N 2340 является уполномоченным органом по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, площадью 100 кв. м. и менее. Федеральным законом от 13.05.2008 N 66-ФЗ установлен переходный период, в течение которого органу местного самоуправления предоставлялась на альтернативной основе возможность как утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, так и изготавливать и утверждать проекты границ земельных участков.



Решением суда первой инстанции от 27.01.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными судебными актами истец обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, где предлагается решение Арбитражного суда от 27.01.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 отменить.

По мнению подателя жалобы, судебные акты вынесены с нарушением норм материального права и процессуального права.

В частности, заявитель жалобы указывает, что судом сделан ошибочный вывод о том, что глава городского округа Самара не допустил незаконного бездействия, направив обращения Министерства в администрацию городского округа Самара, поскольку она не обладала полномочиями по утверждению схем расположения земельных участков. Предусмотренная пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обязанность органа местного самоуправления может быть исполнена исключительно путем утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории либо путем предоставления мотивированного отказа от формирования испрашиваемого земельного участка.

В соответствии со статьей 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой инстанции, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.

Проверив законность судебных актов в порядке статьей 286 - 289 АПК РФ, рассмотрев и обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционной отмене не подлежат по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 03.06.2008 ИП Имранова Н.А. обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Ташкентская, в районе д. 100, площадью 15,00 кв. м., под установку временного павильона “Промтовары“ с дальнейшей эксплуатацией.

10.06.2008 Министерство направило в адрес главы городского округа Самара обращение N 12-2/0524/2008 об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, которое получено адресатом 11.06.2008 (л. д. 29).

Заявителем в адрес ответчика направлено повторное обращение 30.09.2008 N 12-2/0524/2008 об утверждении схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории (л. д. 31).

Поскольку схема расположения вышеназванного земельного участка главой городского округа Самара не утверждена, Министерство, посчитав данное бездействие незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу пункта 4 статьи 34 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) орган местного самоуправления на основании указанного заявления граждан, заинтересованных в предоставлении земельного участка либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости“ до 01.11.2008 вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий допускается изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков, которые соответственно изготавливались, утверждались и использовались в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Пунктом 2 названной статьи Федерального закона от 13.05.2008 установлено, что проект границ земельного участка, утвержденный в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или с учетом части 1 настоящей статьи в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 01.11.2008, признается действительным и имеет равную юридическую силу с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Таким образом, органу местного самоуправления предоставлялась на альтернативной основе возможность как утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, так и изготавливать и утверждать проекты границ земельных участков.



Довод Министерства, что в соответствии с новой редакцией пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ глава городского округа Самара был обязан в срок до 23.06.2008 рассмотреть по существу обращение Министерства и утвердить именно схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, суды правомерно отклонили.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что обращения заявителя главой городского округа Самара на основании пункта 1.2 постановления главы городского округа Самара от 19.06.2006 N 2340 переданы для рассмотрения в администрацию городского округа Самара, которая в силу указанного выше постановления является уполномоченным органом по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, площадью 100 кв. м и менее.

Заключениями от 22.07.2008 N 02/02-588 и от 15.10.2008 N 02/02-588 (л. д. 30, 33) администрация городского округа Самара сообщила заявителю о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.

Таким образом, суды обоснованно пришли к выводу, что глава городского округа Самара не допустил незаконного бездействия, выразившегося в не утверждении в месячный срок схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте), и отказал в удовлетворении заявленных требований.

Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела и не влияют на законность принятого судом решения.

Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.

При рассмотрении данного дела суды правильно применили нормы материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах дела, решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отмене не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 27.01.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 по делу N А55-18154/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.