Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 14.07.2009 по делу N А06-451/2009 Суд признал незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, за осуществление наличного денежного расчета без применения контрольно-кассовой техники, поскольку в нарушение закона контрольная закупка произведена должностным лицом, не наделенным правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июля 2009 г. по делу N А06-451/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 19.02.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2009

по делу N А06-451/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма “СЛВ“, г. Астрахань, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма “СЛВ“ (далее - ООО ПКФ “СЛВ“, общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани (далее - ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани, налоговый орган) о признании незаконными постановлений от 27.01.2009 за N 000006 и N 000007 о назначении административного наказания по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 рублей и 3000 рублей.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 19.02.2009 заявленные требования о признании незаконным постановления ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани от 27.01.2009 N 000006 удовлетворены. Производство по делу в части обжалования постановления от 27.01.2009 N 000007 в отношении директора ООО ПКФ “СЛВ“ Ф.И.О. прекращено.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2009 решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, налоговый орган обратился с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, в которой просит решение суда и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.

Как видно из материалов дела, 20.01.2009 сотрудниками ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани на основании поручения от 11.01.2009 N 3 проведена проверка по вопросу выполнения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ в магазине, расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Победы, 26 “А“, принадлежащем ООО ПКФ “СЛВ“, в ходе которой установлено осуществление наличных денежных расчетов за приобретенный товар - зажигалку по цене 4 рубля без применения контрольно-кассовой техники.



По результатам проверки составлены протоколы об административном правонарушении от 20.01.2009 N 000006 в отношении общества и от 20.01.2009 N 000007 в отношении директора общества Бушлаковой С.Ю.

27.01.2009 ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани приняты постановления N 000006 и N 000007 о привлечении общества и директора общества Бушлаковой С.Ю. к административной ответственности на основании статьи 14.5 КоАП РФ в виде штрафа соответственно в сумме 30 000 рублей и 3000 рублей, что явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд.

Суд обоснованно прекратил производство по делу в части оспаривания постановления ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани за N 000007 о привлечении к административной ответственности директора общества Бушлаковой С.Ю., поскольку в соответствии со статьей 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

Согласно пункту 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в арбитражный суд обжалуется постановление по делу об административном правонарушении, совершенным юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Директор общества Бушлакова С.Ю. является должностным (физическим) лицом.

Удовлетворяя заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления от 27.01.2009 N 000006, суды правомерно исходили из того, что налоговым органом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих событие правонарушения, поскольку контрольная закупка, которая относится к оперативно-розыскным мероприятиям, произведена должностным лицом налогового органа, не наделенным правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

В соответствии со статьями 2, 4 и 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику обязаны выдавать покупателям при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“, пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 “Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе“.

Указанные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.

Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка доведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.

Судами обеих инстанций установлено, что сотрудником ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани лично осуществлена контрольная закупка в магазине общества.

Однако, проверочная закупка в силу положений Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности“ допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Аналогичная позиция выражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.09.2008 N 3125/08.

В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.



В связи с тем, что доказательств установления события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.5 КоАП РФ, налоговый орган не представил, поскольку представленные доказательства добыты с нарушением закона, привлечение общества к административной ответственности правомерно признано судами незаконным.

Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 19.02.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2009 по делу N А06-451/2009 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.