Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 08.07.2009 по делу N А12-17993/2008 Заключение отделением управления Федерального казначейства Российской Федерации договора банковского счета по использованию бюджетных денежных средств с коммерческим банком при наличии возможности осуществления организациями Центрального банка России банковских операций с бюджетными средствами противоречит ст. 155 Бюджетного кодекса РФ и является основанием для признания названного договора недействительной (ничтожной) сделкой.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 июля 2009 г. по делу N А12-17993/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу отделения по Старополтавскому району Управления федерального казначейства по Волгоградской области, с. Старая Полтавка Волгоградской области,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.12.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2009

по делу N А12-17993/2008,

по исковому заявлению первого заместителя прокурора Волгоградской области, г. Волгоград, к отделению по Старополтавскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, с. Старая Полтавка Волгоградской области, открытому акционерному обществу “Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации“, г. Москва, в лице Палласовского отделения N 4035 Сбербанка России, г.
Палласовка Волгоградской области, с участием третьего лица - Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Волгоградской области, о признании недействительным договора банковского счета и применении последствий недействительности сделки,

установил:

первый заместитель прокурора Волгоградской области обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к отделению по Старополтавскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (далее - Отделение казначейства), открытому акционерному обществу “Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации“ в лице Палласовского отделения N 4035 (далее - Банк), с привлечением в качестве третьего лица Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Волгоградской области, о признании недействительным (ничтожным) договора банковского счета (в валюте Российской Федерации) от 25.09.2008 N 623 заключенного между Отделением казначейства и Банком, и применении последствий недействительности сделки в виде обязания закрыть счет N 40116810711190000045.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.12.2008 иск удовлетворен.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2009 решение суда от 23.12.2008 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Отделение казначейства просит принятые по делу судебные акты отменить, в иске отказать, мотивируя нарушением судами норм материального и процессуального права.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.

Как следует из материалов дела, между Банком и Отделением казначейства 25.09.2008 заключен договор N 623 банковского счета, в соответствии с которым Банк открывает счет клиенту в валюте Российской Федерации N 40116810711190000045 и обязуется осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиента.

Полагая, что указанный договор заключен с нарушением норм бюджетного законодательства, заместитель прокурора
обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что договор банковского счета от 25.09.2008 N 623 не соответствует требованиям действующего законодательства и на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является ничтожной сделкой, к которой подлежат применению последствия недействительности в виде закрытия счета.

Статьей 75 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)“, пунктом 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) на Банк России возложены функции обслуживания бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, и все операции со средствами бюджетов, которые Банк России осуществляет без комиссионного вознаграждения.

Как определено статьей 6 БК РФ под бюджетом понимается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Единый счет бюджета - счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

Согласно пункту 2 статьи 156 БК РФ в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций кредитные организации осуществляют функции Банка России.

Пунктом 1 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21.09.2004 N 85н “О порядке обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации“ установлено, что операции по обеспечению наличными деньгами получателей средств федерального бюджета, бюджетов, субъектов
Российской Федерации, местных бюджетов, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства, а также по взносу ими наличных денег учитываются на счетах органов Федерального казначейства, открытых в подразделениях расчетной сети Центрального банка Российской Федерации, а в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций - в определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации кредитных организациях, на балансовом счете N 40116 “Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям“ в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 N 12-П, указано, что положение “о невозможности выполнения учреждениями Банка России функции по обслуживанию счетов бюджетов“ в отсутствие нормативной конкретизации его содержания непосредственно в законе, должно рассматриваться как означающее фактическую, а при определенных обстоятельствах, вытекающих из нормативных правовых актов, и юридически признанную невозможность осуществления учреждениями Банка России обслуживания счетов бюджетов. При этом под “соответствующей территорией“ понимается как территория одного субъекта Российской Федерации или территория муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации на территории определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих границах действуют территориальное учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований).

Из представленной в материалы дела справки от 20.10.2008 N 29-1-34/2356 следует, что расчетно-кассовый центр г. Палласовки имело и имеет возможность принять на расчетное обслуживание бюджетополучателей Старополтавского района Волгоградской области.

В соответствии с бюджетным законодательством Отделение казначейства обязано
было открыть счет в расчетно-кассовом центре г. Палласовки.

При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что договор от 25.09.2008 N 623 является ничтожной сделкой в силу статьи 168 АПК РФ как противоречащий требованиям норм бюджетного законодательства.

В соответствии со статьей 167 ГК РФ суд обоснованно применил последствия недействительности ничтожной сделки в виде закрытия бюджетного счета в коммерческой кредитной организации.

Довод Отделения казначейства о том, что спорный счет не является счетом бюджета, подлежит отклонению в связи с неправильным толкованием норм права, поскольку счет бюджета характеризуется не только кассовыми поступлениями в бюджет, но и кассовыми выплатами из бюджета, как это предусмотрено статьями 6, 38.2 БК РФ.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты, соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Вероятно, вместо пункта 1 части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеется в виду пункт 1 части 1 статьи 287 названного Кодекса.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 286, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.12.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2009 по делу N А12-17993/2008 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.