Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 19.06.2009 по делу N А72-6064/2008 Дело по иску о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решений о приведении в соответствие с Лесным кодексом РФ заключенных договоров аренды участков лесного фонда, направлено на новое рассмотрение для исследования вопроса передачи указанных участков в аренду другим пользователям и порядка передачи в пользование этих участков истцу. Не принято во внимание, что судебными актами затрагиваются права и интересы лица, не привлеченного к участию в деле.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июня 2009 г. по делу N А72-6064/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, г. Ульяновск,

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.10.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2009

по делу N А72-6064/2008

по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Чванова Н.А., г. Барыш Ульяновской области, к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании незаконным бездействия, с привлечением третьих лиц: федерального государственного учреждения “Барышский лесхоз“, г.
Барыш Ульяновской области, федерального государственного учреждения “Жадовский лесхоз“, р.п. им. В.И.Ленина Ульяновской области,

установил:

индивидуальный предприниматель Чванов Николай Андреевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Чванов Н.А.) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области (далее - ответчик, Министерство), с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решений о приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договоров аренды участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства от 27.09.2006, заключенных с федеральным государственным учреждением “Жадовский лесхоз“ и федеральным государственным учреждением “Барышский лесхоз“, а также об обязании ответчика принять такие решения.

Определением от 13.10.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - федеральное государственное учреждение “Барышский лесхоз“ (далее - ФГУ “Барышский лесхоз“) и федеральное государственное учреждение “Жадовский лесхоз“ (далее - ФГУ “Жадовский лесхоз“).

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.10.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2009, признано незаконным бездействие Министерства, выражающееся в непринятии решения о приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договоров аренды участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства от 27.09.2006, заключенных с ФГУ “Жадовский лесхоз“ и ФГУ “Барышский лесхоз“. Ответчик обязан принять решения о приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договоров аренды участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства от 27.09.2006, заключенных с ФГУ “Жадовский лесхоз“ и ФГУ “Барышский лесхоз“.

Вероятно, имеется в виду “Лесной кодекс Российской Федерации“ от 29.01.1997 N 22-ФЗ.

Не согласившись с указанными судебными актами, Министерство обратилось с
кассационной жалобой, в которой просит их отменить, указывая, что согласно статье 32 Лесного кодекса Российской Федерации 1996 года договор аренды участка лесного фонда считается заключенным с момента государственной регистрации. Поскольку заявитель до вступления в силу нового Лесного кодекса не принял каких-либо мер по регистрации вышеуказанных договоров, они не считаются заключенными, следовательно, каких-либо отношений между предпринимателем и органами лесного хозяйства не возникло.

Вероятно, вместо Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 268 имеется в виду Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258.

Кроме того, Министерство считает, что Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 268, предусматривает переоформление договоров лицам, уже использующих соответствующие участки лесного фонда по заключенным договорам, тогда как заявитель не мог пользоваться данными участками лесного фонда по незаключенным договорам. Следовательно, Министерство не имело правовых оснований для переоформления вышеуказанных договоров.

Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального права в пределах, поданной кассационной жалобы и установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции приходит к выводу об обоснованности поданной по делу кассационной жалобы, исходя из нижеследующего.

Как следует из материалов дела, 12.09.2006 Агентством лесного хозяйства по Ульяновской области проведен лесной конкурс, по результатам которого, согласно протокола от 12.09.2006 N 10, победителем признан заявитель, который выиграл право аренды сроком на 10 лет участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, расположенных в кварталах 55 - 80
Малохомутерского лесничества на площади 2884 га, в кварталах 52 - 73 Барышского лесничества на площади 2195 га ФГУ “Барышский лесхоз“; в кварталах 4 -7, 10 -19, 25, 31 Жадовского лесничества на площади 1.747 га ФГУ “Жадовский лесхоз“ (л. д. 10 - 12).

27.09.2006 заявителем заключены договоры аренды вышеназванных участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства с ФГУ “Жадовский лесхоз“ и ФГУ “Барышский лесхоз“ на срок 10 лет, которые согласно разделу УП Договоров, вступают в силу с момента регистрации в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области (л. д. 14 - 17, 18 - 21).

Арендная плата уплачивается с момента регистрации. После государственной регистрации договора аренды арендатор имеет право осуществлять использование участка лесного фонда.

Как установлено судом первой инстанции предприниматель обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области (далее - УФРС по Ульяновской области) с заявлениями о регистрации договоров аренды только в мае 2007 года.

Сообщениями от 01.06.2007 N 01/179/2007-004, N 01/179/2007-006 заявителю отказано в государственной регистрации договоров, в связи с тем, что согласно изменениям, внесенным в статью 130 Гражданского кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“, участки лесного фонда и многолетние насаждения не являются объектами недвижимого имущества, и государственная регистрация прав, ограничений (обременении) прав на участки лесного фонда, многолетние насаждения, а также сделок с ними с 08.12.2006 не осуществляется (л. д. 23, 24).

Приказом Министерства от 04.10.2007 N 258 утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации.

Для приведения договоров аренды
участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды участка лесного фонда или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (заявление о переоформлении) (пункт 2).

Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование, а в Московской области - в соответствующий территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства (далее - уполномоченный орган) (пункт 3).

После получения отказа в регистрации договора предприниматель в Министерство не обращался и только 10.06.2008 обратился с заявлением в Министерство о переоформлении договоров на договоры аренды лесных участков.

Судом первой инстанции установлено, что Министерство не оспаривает, что им не соблюден 30-ти дневный срок для принятия решения по поводу обращения к нему 10.06.2008 ИП Чванова Н.А., при этом, суд делает вывод, что действующее законодательство не содержит сроков для регистрации договоров аренды, обращение ИП Чванова Н.А. за регистрацией совпало с изменениями в Гражданском кодексе Российской Федерации с принятием Лесного кодекса Российской Федерации, что повлекло отказы УФРС по Ульяновской области ИП Чванову Н.А. в регистрации договоров, поэтому суд посчитал, что требования ИП Чванова Н.А. подлежали удовлетворению.

Между тем, ввиду длительного не использования лесных участков, после проведения лесного конкурса и наличия сведений из ФРС об отсутствии обременения на данные участки, Министерством были заключены другие договоры аренды на данные лесные участки.

Однако суды при рассмотрении заявленного иска по существу не определили круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым
не дали обоснованную юридическую оценку.

Судом не исследовался вопрос передачи вышеуказанных участков в арендное пользование другим пользователям, а также порядок передачи в пользование этих участков ИП Чванову Н.А. по условиям проводимого лесного конкурса, оплачивалась ли им арендная плата за эти участки, а также суду следует дать оценку договору аренды.

Суды не приняли во внимание, что судебными актами непосредственно могут затрагиваться права и законные интересы лица, не привлеченного в дело, что является безусловным основанием для отмены оспариваемых судебных актов.

Согласно пункту 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены решения арбитражного суда в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Поскольку суды не исследовали и не дали оценки вышеуказанным обстоятельствам, поэтому обжалованные судебные акты нельзя признать законными и обоснованными.

Согласно части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.

Так как, фактические обстоятельства, имеющие значение для данного дела, установлены судом без их полного и всестороннего исследования и правовой оценки, судами допущены нарушения норм процессуального права, которые могли привести к неправильному разрешению дела, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает принятые по делу судебные акты подлежащими отмене на основании частей 1, 3, 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, выполнить требования процессуального законодательства о всестороннем, полном и объективном исследовании и оценке фактических обстоятельств дела в том числе, исследовать
вышеуказанные обстоятельства, с учетом требований статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дать им правовую оценку, в зависимости от установленного вынести законное, обоснованное и мотивированное решение.

Кроме того, необходимо распределить расходы по государственной пошлине по делу и настоящей кассационной жалобе.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.10.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2009 по делу N А72-6064/2008 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.