Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 02.06.2009 по делу N А55-17122/2008 Право на возмещение из бюджета НДС возникает в том налоговом периоде, когда сумма НДС, удержанная налоговым агентом согласно выставленному счету-фактуре, фактически перечислена в бюджет. Условия о предъявлении к вычету в следующем налоговом периоде уплаченного налога законодательство о налогах и сборах не содержит.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 июня 2009 г. по делу N А55-17122/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 января 2009 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 марта 2009 года

по делу N А55-17122/2008

по заявлению открытого акционерного общества “Компания “ЮНИМИЛК“ в лице филиала “Молочный комбинат “САМАРАЛАКТО“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области о признании недействительным решения от 26.08.2008 N 10-24/5206/118 в части отказа в возмещении НДС в сумме 2 658 165
рублей,

установил:

открытое акционерное общество “Компания ЮНИМИЛК“, филиал “Молочный Комбинат “САМАРАЛАКТО“ (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 26.08.2008 N 10-24/5206/118 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость (НДС) в сумме 2 658 165 рублей.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.01.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2009, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее - налоговый орган, инспекция), ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать. По мнению заявителя кассационной жалобы, периодом предъявления к вычету уплаченной суммы налога в качестве налогового агента является сентябрь 2007 года.

В отзыве на кассационную жалобу заявитель возражает против изложенных в ней доводов и, просит оставить ее без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав в судебном заседании представителя налогового органа, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, 26.08.2008 по результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом уточненной налоговой декларации по НДС за август 2007 года налоговым органом было вынесено решение N 10-24/5206/118 о возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению. Данным решением обществу отказано в возмещении НДС за август 2007 года в сумме 2 658 165 рублей.

Основанием для отказа в возмещении НДС за август 2007 года в сумме 2 658 165 рублей, как налоговому агенту, является, по мнению налогового органа,
нарушение обществом положений пункта 3 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), неправомерное принятие заявителем налоговых вычетов в сумме 2 658 165 рублей не в том налоговом периоде. Как указал налоговый орган в оспариваемом решении, фактическая уплата данной суммы осуществлена в момент подачи декларации за август 2007 года, то есть 20.09.2007. До этого сумма налога, оплаченная платежными поручениями за август 2007 года, является авансовым платежом. Таким образом, периодом предъявления к вычету уплаченной суммы налога в качестве налогового агента является сентябрь 2007 года.

Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 163 НК РФ в 2007 году налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) был установлен как календарный месяц.

В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные налоговые вычеты. Пунктом 2 статьи 171 НК РФ установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами.

Пунктом 1 статьи 161 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как
сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

При этом согласно пункту 2 указанной статьи, налоговая база определяется налоговыми агентами. Налоговыми агентами признаются организации, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 статьи 161 НК РФ иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ.

Согласно пункту 4 статьи 173 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами.

Как установлено судом и не оспаривается налоговым органом, сумма спорного НДС, удержанная из платежа иностранному лицу, обществом фактически перечислена в бюджет в августе 2007 года платежными поручениями от 06.08.2007 N 6887, от 22.08.2007 N 07069 и от 28.08.2007 N 7155.

Таким образом, вывод суда о том, что право на возмещение из бюджета НДС возникает в том налоговом периоде, когда сумма НДС, удержанная налоговым агентом согласно выставленному счету-фактуре, фактически перечислена в бюджет, коллегия считает правильным. Условия о предъявлении к вычету в следующем налоговом периоде уплаченного налога законодательство о налогах и сборах не содержит.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение налогового органа обоснованно было признано судами, как не соответствующее закону и нарушающее права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при принятии судебных актов.

Считая на основании изложенного, что фактические обстоятельства дела установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены принятых судебных актов.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 19 января 2009 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 марта 2009 года по делу N А55-17122/2008 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.