Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 02.06.2009 по делу N А06-357/2009 Неприменение контрольно-кассовой техники не является длящимся правонарушением, таким образом, при установлении неприменения контрольно-кассовой техники по каждому установленному факту необходимо составлять протокол об административном правонарушении с учетом сроков, установленных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 июня 2009 г. по делу N А06-357/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Астрахани

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.02.2009

по делу N А06-357/2009

по заявлению Товарищества собственников жилья “Дельта“ к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Астрахани об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

Товарищество собственников жилья “Дельта“ (далее - заявитель, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Астрахани (далее - налоговый орган, инспекция) об отмене постановления от 06.10.2008 N
000156 по делу об административном правонарушении.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 09.02.2009 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Астрахани, не согласившись с принятым судебным актом, обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя ТСЖ, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, 29.09.2008 сотрудниками Инспекции осуществлена проверка Товарищества собственников жилья “Дельта“ находящегося по адресу: г. Астрахань, ул. Аксакова д. 12, корпус 4 квартира 108, по вопросам соблюдения Федерального закона N 54-ФЗ О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - Закон N 34-ФЗ).

В ходе данной проверки сотрудник Инспекции Федеральной налоговой инспекции по Ленинскому району г. Астрахани, 03.10.2008 составил в отношении Товарищества собственников жилья “Дельта“ протокол об административном правонарушении, из которого усматривается, что в период с января по сентябрь 2008 года председателем правления Товарищества собственников жилья “Дельта“ - Ишмухамедовой Н.Г. велся прием наличных денежных расчетов от жильцов дома, без применения контрольно-кассовой техники.

06.10.2008 по факту, указанному в акте проверки от 03.10.2008 N 467/л в отношении Товарищества собственников жилья “Дельта“ составлен протокол об административном правонарушении N 000156, на основании которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 06.10.2008 N 000156, которым Товарищество привлечено к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП
РФ) в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Товарищество собственников жилья “Дельта“, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось в арбитражный суд, которым принят вышеуказанный судебный акт.

Кассационная инстанция находит выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.

Статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг без применения в установленном законом случаях контрольно-кассовых машин.

Согласно пункта 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации, пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 “Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе“.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административное правонарушение это противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как усматривается из представленных в материалы дела документов, Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому
району г. Астрахани привлекло Товарищество к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ, поскольку при осуществлении наличных денежных расчетов с жильцами дома не применялась контрольно-кассовая техника или бланки строгой отчетности.

Между тем, из материалов дела не усматривается, что проверяющими были затребованы первичные бухгалтерские документы, доказывающие административное правонарушение. В акте проверки, протоколе об административном правонарушении, а также в постановлении отсутствует ссылка на указанные бухгалтерские документы.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Однако доказательств совершения административного правонарушения по реализации Товариществом собственников жилья “Дельта“ товаров и оказанию услуг за наличный расчет в материалах дела отсутствует.

В соответствии с пунктом 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Не применение контрольно-кассовой техники не является длящимся правонарушением, таким образом, при установлении неприменения контрольно-кассовой техники по каждому установленному факту необходимо составлять протокол об административном правонарушении, с учетом сроков, установленных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не выполнено налоговым органом.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Согласно статьи 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные
с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

ТСЖ “Дельта“ заявило ходатайство о возмещении судебных расходов в размере 16 965 рублей 90 копеек, из которых оплата проезда - 5 665 рублей 90 копеек, командировочные - 6 300 рублей, оплата за услуги представителя - 5 000 рублей. Всего - 16 965 рублей 90 копеек. Указанные суммы документально подтверждены и подлежат взысканию с ответчика - ИФНС России по Ленинскому району города Астрахани.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.02.2009 по делу N А06-357/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Астрахани в пользу Товарищества собственников жилья “Дельта“ судебные расходы в сумме 16 965 рублей 90 копеек.

Арбитражному суду Астраханской области в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.