Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 27.05.2009 по делу N А57-4275/2008 Удовлетворяя исковые требования о взыскании убытков, возникших в связи с возмещением стоимости жилого помещения наследнику участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд исходил из того, что городская администрация понесла расходы на реализацию социальной гарантии, финансовое обеспечение которой за счет муниципальных средств предусмотрено не было, отказ компенсировать понесенные расходы нарушает права публично-правового образования в области финансовой и бюджетной деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 2009 г. по делу N А57-4275/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства регионального развития Российской Федерации, г. Москва,

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.11.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2009

по делу N А57-4275/2008

по исковому заявлению Администрации г. Саратова, г. Саратов, Комитета по финансам администрации г. Саратова, г. Саратов, к Правительству Российской Федерации, г. Москва, Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, Управлению Федерального казначейства по Саратовской области, г. Саратов, Правительству Саратовской области, г. Саратов, Министерству финансов Саратовской области, г. Саратов, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, г. Москва, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области, г. Саратов, Министерству регионального развития Российской Федерации, г. Москва, с участием третьего лица - Ф.И.О. г. Саратов, о взыскании убытков в размере 793 573 руб. 04 коп.,

установил:

Администрация г. Саратова и Комитет по финансам администрации г. Саратова обратились в Арбитражный суд Саратовской области с иском о взыскании с надлежащего ответчика убытков в сумме 793 573 руб. 04 коп., возникших в связи с возмещением стоимости изолированного благоустроенного жилого помещения гражданке Матвеевой Е.В., являющейся наследницей и членом семьи гражданина Матвеева В.К. как участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Решением суда первой инстанции от 19.11.2008 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства регионального развития Российской Федерации.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2009 решение суда от 19.11.2008 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Министерство регионального развития Российской Федерации просит принятые по делу судебные акты отменить, мотивируя неправильным применением норм материального права, указывая, что оно не является главным распорядителем средств федерального бюджета, направляемых на обеспечение установленных категорий граждан благоустроенной жилой площадью в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, в связи с чем надлежащим представителем Российской Федерации при взыскании средств за счет казны Российской Федерации должно являться Министерство финансов Российской Федерации.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их
отмены не находит.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Волжского районного суда г. Саратова от 08.02.2005 на администрацию города Саратова во исполнение норм пункта 3 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 (с изменениями) “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ возложена обязанность по предоставлению гражданину Матвееву В.К., являющемуся ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС, благоустроенного жилого помещения в пределах города Саратова.

Определением Волжского районного суда города Саратова от 01.11.2005 изменен способ и порядок исполнения решения от 08.02.2005: с администрации города Саратова за счет средств казны муниципального образования города Саратова в пользу Матвеева В.К. взыскана стоимость благоустроенного жилого помещения в черте города Саратова в размере 793 573 руб. 04 коп.

Определением Волжского районного суда города Саратова от 25.07.2007 в связи со смертью Матвеева В.К. была произведена замена взыскателя на Матвееву Е.В.

Платежными поручениями от 07.11.2007 N 951 и от 07.12.2007 N 1078 Матвеевой Е.В. перечислены денежные средства в сумме 793 573 руб. 04 коп.

В связи с возникшими в результате возмещения стоимости жилья убытками, истцы обратились в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Выводы судов двух инстанций о том, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных на эти цели финансовых средств, а отказ компенсировать понесенные расходы нарушают права муниципального образования в области финансовой деятельности основаны на материалах дела, действующем законодательстве и выработанной по данной проблеме судебно-арбитражной практике.

Принятие Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (с изменениями от
05.12.2006, действующих на момент возникновения спорных правоотношений) направлено на защиту прав и интересов в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

Статьей 14 названного Закона предусмотрено в качестве социальной гарантии обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В постановлении от 29.12.2004 N 866 Правительство Российской Федерации в отношении указанной категории граждан установило порядок обеспечения их жильем за счет средств федерального бюджета, в рамках которого основной формой такого обеспечения в соответствии с действующим законодательством (статья 2 Жилищного кодекса Российской Федерации) является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидий на приобретение жилья; право на получение жилищных субсидий удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Положения пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 866 “О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении “Маяк“ (действовали до 01.01.2008), закрепляли предоставление субсидий гражданам и сохраняли право на улучшение жилищных условий.

Пункт 6 Правил обеспечения жилья определял и источник финансирования нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию - средства федерального бюджета.

Конституционность положений пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 866 подтверждена Определением Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 11.05.2006 N 118-О.

В рамках Федеральной целевой
программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 (с изменениями от 14.02.2009), определены этапы ее реализации, которые включают в себя и мероприятия, связанные с реализацией подпрограммы “Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф“.

Источником финансирования программы в 2002 - 2010 годах обозначены средства федерального бюджета - 387 млрд. руб.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2002 N 760 утверждена программа “Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф“, в котором источником финансирования являются средства федерального бюджета в размере 1 236,5 млрд. руб., государственным заказчиком программы обозначено Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Впоследствии по распоряжению Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 N 1355-р (пункт 13) Министерство регионального развития Российской Федерации определено в качестве координатора федеральной целевой программы “Жилище“, МЧС России заказчиком подпрограммы “Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф“.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865 “О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы внесены изменения в соответствующую программу, согласно которым государственным заказчиком указано Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, источником финансирования - федеральный бюджет.

Пунктом 7 названного Постановления Правительства Российской Федерации с 01.01.2006 признано утратившим силу Постановление Правительства от 16.10.2002 N 760 о подпрограмме “Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф“, входящую в состав федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы, которое определяло МЧС России в качестве государственного заказчика.

Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 функции Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному
хозяйству были переданы Министерству регионального развития Российской Федерации, которое осуществляет функции социального обеспечения населения, в том числе по федеральной программе “Жилище“ на 2002 - 2010 годы и является главным распорядителем средств согласно приложению N 28 к Федеральному закону от 24.07.2007 N 198-ФЗ “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“.

Анализ названных нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод, что реализация подпрограммы “Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф“ в рамках мероприятий федеральной программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы должно производиться за счет средств федерального бюджета, государственным заказчиком и координатором которой является Министерство регионального развития Российской Федерации.

Судебные инстанции, исследуя обстоятельства дела, сделали правильный вывод, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а реализация федеральных законов и нормативно-правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации относится к расходным обязательствам Российской Федерации согласно статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 25.09.1997 N 126-ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“ и Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Не исполнять решение суда по обеспечению гражданина принимавшего участие в ликвидации последствий катастрофы городская администрация не вправе, поскольку решение имеет силу закона и подлежит обязательному исполнению.

Учитывая, что публично-правовое образование понесло расходы на реализацию социальных гарантий, установленных федеральными законами, финансовое обеспечение которых за счет муниципальных средств не предусмотрено, а также без передачи соответствующих финансовых ресурсов, необходимых для осуществления государственных полномочий, иск удовлетворен правомерно, поскольку отказ в компенсировании таких расходов нарушает права муниципального образования в
финансовой и бюджетной сферах, а также иммунитет местного бюджета.

Довод заявителя кассационной жалобы о взыскании денежных средств с ненадлежащего органа государственной власти, поскольку Министерство регионального развития Российской Федерации не является главным распорядителем бюджетных средств, судебная коллегия находит необоснованным.

В соответствии с пунктом 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, разъяснившего применение норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, по искам о возмещении убытков выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 названной нормы.

В случае утраты государственным органом, являвшимся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.

Главный распорядитель бюджетных средств в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации несет ответственность в пределах средств, выделенных из федерального бюджета.

Доказательств, свидетельствующих о том, что Министерство финансов Российской Федерации недофинансировало главного распорядителя в объеме денежных средств, предусмотренных бюджетным законодательством на 2008 год, не предоставлено, факт выделения средств не отрицается и Министерством регионального развития Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.2.11. Положения о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 286 (в редакции от 10.08.2007) названный федеральный орган исполнительной власти при осуществлении функций по реализации государственной политики был наделен полномочиями главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета при реализации возложенных функций.

Возложение на Федеральное агентство функций государственного заказчика по реализации федеральной программы “Жилище“ на основании Постановления Правительства от 31.12.2005
N 865 предусматривало и выделение агентству как главному распорядителю соответствующих средств из федерального бюджета.

Последующая передача полномочий другому государственному органу - Министерству регионального развития Российской Федерации на основании Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724, не может затрагивать установленных с участием Российской Федерации правоотношений и права лиц требовать возмещения от органа обладающими необходимыми полномочиями на момент принятия судебного решения.

Таким образом, Министерство регионального развития Российской Федерации (Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству) как главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за неисполнение государственных полномочий в пределах средств, полученных из федерального бюджета.

Изложенные в жалобе доводы были предметом исследования судов, по существу направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.

Нормы материального права применены судами правильно. Основания для изменения или отмены судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.11.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2009 по делу N А57-4275/2008 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.