Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 19.05.2009 по делу N А65-5870/2008 Заявление о признании незаконными действий муниципального образования по неисполнению исполнительного листа о взыскании задолженности удовлетворено правомерно, поскольку муниципальным образованием не представлено доказательств направления главным распорядителем средств бюджета муниципального образования в финансовый орган муниципального образования информации о результатах принятого судом решения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 мая 2009 г. по делу N А65-5870/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального образования города Набережные Челны в лице Исполнительного комитета города Набережные Челны Республики Татарстан,

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.09.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2009

по делу N А65-5870/2008

по заявлению открытого акционерного общества “Татнефть“ им. В.Д.Шашина, г. Альметьевск, к Муниципальному образованию города Набережные Челны в лице Исполнительного комитета города Набережные Челны Республики Татарстан о признании незаконными действий (бездействия),

установил:

открытое акционерное общество “Татнефть“
(далее - ОАО “Татнефть“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Муниципального образования города Набережные Челны в лице Исполнительного комитета города Набережные Челны (далее - муниципальное образование) по неисполнению исполнительного листа от 29.05.2007 N 219487 о взыскании задолженности, а также о понуждении перечислить задолженность по исполнительному листу в размере 6 618 273,06 рублей.

Решением суда от 30.09.2008 заявленные требования удовлетворены. Действия муниципального образования по неисполнению исполнительного листа от 29.05.2007 N 219487 признаны незаконными и не соответствующими Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее - БК РФ). На муниципальное образование возложена обязанность по устранению нарушений прав и законных интересов ОАО “Татнефть“ путем исполнения исполнительного листа от 29.05.2007 N 219487 в течение одного месяца после вступления судебного акта в законную силу.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2009 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе муниципальное образование просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение норм процессуального и материального права.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Проверив законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со статьей 286 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что основания для их отмены отсутствуют.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.03.2007 по делу N А65-9406/2006-СГ3-13 с муниципального образования г. Набережные Челны за счет казны муниципального образования в пользу Общества взыскано 6 618 273,06 рублей.

Арбитражным судом Республики Татарстан 29.05.2007 выдан исполнительный лист N 219487, который предъявлен 01.11.2007 для
исполнения муниципальному образованию.

Письмом от 18.12.2007 муниципальное образование сообщило о невозможности его исполнения со ссылкой на то, что бюджетные ассигнования на 2008 год для исполнения представленного Обществом исполнительного листа не предусмотрены.

Общество, не согласившись с данными действиями ответчика, обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанции исходил из несоответствия оспариваемого действия муниципального образования положениям статьи 242.2 БК РФ.

Суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда первой и апелляционной инстанции являются законными и обоснованными, соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.

В соответствии со статьей 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.

В силу пункта 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов финансовыми органами производится в течение трех месяцев со дня поступления документов на исполнение.

В соответствии с пунктом 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Пунктом 5 названной статьи Кодекса предусмотрена возможность обжалования действий (бездействия) органов, исполняющих
судебные акты.

В силу положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на орган, допустивший оспариваемое заявителем действие (бездействие), возложена обязанность доказывания правомерности такого действия (бездействия).

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что муниципальное образование требования поступившего к нему исполнительного листа от 29.05.2007 N 219487 не исполнило не только в предусмотренный законодательством трехмесячный срок, но и на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции.

Согласно абзацу 2 пункта 4 статьи 242.2 БК РФ главный распорядитель средств бюджета муниципального образования, представлявший в суде интересы муниципального образования в соответствии с пунктом 3 статьи 158 Кодекса, обязан направить в финансовый орган муниципального образования информацию о результатах рассмотрения дела в суде в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме.

Пунктом 5 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

Муниципальным образованием доказательств направления в порядке абзаца 2 пункта 4 статьи 242.2 БК РФ главным распорядителем средств бюджета муниципального образования, представлявшим в суде интересы муниципального образования в соответствии с пунктом 3 статьи 158 Кодекса, в финансовый орган результатов принятого решения по делу N А65-9604/2006, не представлено.

Доводы муниципального образования о том, что решением Городского Совета муниципального образования г. Набережные Челны не предусмотрены на 2008 год ассигнования на исполнение исполнительного листа, обоснованно не приняты судом, поскольку взыскателем исполнительный лист предъявлен муниципальному образованию до принятия решения Городским Советом, который состоялся лишь 20.11.2007.

Кроме того, пункт 3 статьи
83 БК РФ предусматривает, что увеличение финансирования расходов бюджетов может осуществляться в текущем году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета.

Доказательств внесения изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования, превышающих ассигнования на 2008 год муниципального образования также не представлены, то есть прямое указание закона главным распорядителем бюджетных средств не выполнено.

Довод муниципального образования о соблюдении трехмесячного срока, предусмотренного пунктом 6 статьи 242.2 БК РФ, ввиду направления Обществу вышеуказанного письма от 18.12.2007, правомерно не принят судами, поскольку письмо от 18.12.2007 не свидетельствует об исполнении исполнительного документа, предъявленного Обществу.

При таких обстоятельствах выводы судов о несоответствии оспариваемого действия муниципального образования по неисполнению исполнительного листа N 219487 от 29.05.2007 о взыскании в пользу Общества задолженности в сумме 6 616 273,06 рублей требованиям действующего законодательства и наличия в связи с этим нарушений прав и охраняемых законом интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности являются правомерными.

Ссылка муниципального образования на решение постоянной комиссии по экономической политике и бюджету Городского Совета муниципального образования от 14.05.2008 N 114 и решение Городского Совета от 16.07.2008 N 33/12 “О мерах, направленных на исполнение судебных актов“, в котором Исполнительному комитету муниципального образования рекомендовано предусмотреть при составлении проекта бюджета на 2009 год бюджетные ассигнования на исполнение судебных актов, в том числе решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.03.2007 по делу N А65-9406/2006, обоснованно отклонены судами, поскольку не свидетельствуют о соблюдении ответчиком действий по исполнению поступившего исполнительного документа с соблюдением порядка и сроков исполнения,
предусмотренных нормами бюджетного законодательства.

Доводам муниципального образования, изложенным в кассационной жалобе, судами первой и апелляционной инстанций дана правовая оценка, основанная на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, в связи с чем они подлежат отклонению как направленные на переоценку фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.09.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2009 по делу N А65-5870/2008 оставить без изменений, кассационную жалобу Муниципального образования города Набережные Челны в лице Исполнительного комитета города Набережные Челны Республики Татарстан - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.