Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 30.03.2009 по делу N А55-11615/2008 Налоговая ставка по НДС для операций по реализации услуг по сопровождению, транспортировке, погрузке, перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации и импортируемых в Российскую Федерацию товаров и иных подобных работ и услуг, к которым относятся и экспедиторские услуги, установлена НК РФ и составляет 0 процентов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 марта 2009 г. по делу N А55-11615/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.10.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2008 по делу N А55-11615/2008,

по заявлению закрытого акционерного общества “Юкос-Транссервис“, г. Новокуйбышевск Самарской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара, о признании недействительными решения N 10-24/4384/104 от 18.07.2008 и
решения N 10-15/4383/72 от 18.07.2008,

установил:

ЗАО “Юкос-Транссервис“ (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области о признании недействительными решения N 10-24/4384/104 от 18.07.2008 о возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в части отказа в применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 17 722 641 руб. и решения N 10-15/4383/72 от 18.07.2008 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части вывода о завышении налога на добавленную стоимость, заявленного к возмещению из бюджета в размере 17 722 641 руб.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.10.2008 заявление Общества удовлетворено, оспариваемые решения налогового органа в указанных частях признаны недействительными.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2008 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, считая их принятыми с нарушением норм материального права, в частности, статей 165, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В заседании суда кассационной инстанции налоговый орган поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Общество жалобу не признало, представило отзыв.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив, в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.

Как усматривается из материалов дела, по результатам проведенной камеральной проверки представленных Обществом 28.02.2008 и 15.04.2008 уточненных налоговых деклараций по НДС за август 2007 налоговым органом
было принято решение N 10-24/4384/104 от 18.07.2008 о возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в соответствии с которым отказано в применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 17 722 641 руб. и решение N 10-15/4383/72 от 18.07.2008 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором содержится вывод о завышении налога на добавленную стоимость заявленного к возмещению из бюджета, в размере 17 722 641 руб.

Решения налогового органа мотивированы тем, что заявитель фактически не является перевозчиком экспортных товаров, а оказываемые им услуги по аренде и работы по ремонту цистерн не относятся к услугам по сопровождению и экспедированию экспортируемых товаров. Обороты по данным услугам и работам в соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ в сумме 98459119 руб. подлежат обложению НДС по налоговой ставке 18%, а налоговые вычеты должны производиться в соответствии со статьями 171 - 172 НК РФ. Налогообложение реализации данных услуг по ставке 0% в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогоплательщиком произведено неправомерно, в связи с чем, Обществом завышен НДС, предъявленный к возмещению из бюджета, на сумму 17 722 641 руб.

Удовлетворяя требования Общества о признании решений налогового органа в оспариваемой части недействительными, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оказываемые Обществом услуги являются услугами по экспедированию товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, в связи с чем, заявитель, представивший налоговому органу и в суд полный комплект документов, предусмотренных пунктом 4 статьи 165 НК РФ, имеет право на налогообложение НДС по ставке 0 процентов.

Суд
кассационной инстанции считает, что выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам и действующему законодательству.

Из материалов дела и содержания оспариваемых решений налогового органа следует, что в представленной 28.02.2008 уточненной налоговой декларации заявитель отразил реализацию услуг по ставке 0% в размере 135 906 474 руб. и исчислил к возмещению из бюджета НДС в сумме 48 640 916 руб.

В решениях отражено, что при подтверждении ставки 0% в перечень затрат по транспортно-экспедиторскому обслуживанию экспортных грузов ЗАО “Юкос-Транссервис“ включило затраты по аренде вагонов-цистерн в сумме 88 586 292 руб. (НДС - 13 513 163 руб.) и работы по ремонту вагонов-цистерн в сумме 9 872 827 руб. (НДС - 1 506 024 руб.).

В решениях налогового органа отражено, что для проведения камеральной налоговой проверки налогоплательщик представил документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, в том числе копии договоров транспортной экспедиции, заключенных с ООО “ЮКОС Экспорт Трейд“, ОАО “НК Роснефть“, ООО “Трансойл“, копии грузовых таможенных деклараций, копии товаросопроводительных документов, справку о распределении отгрузки на экспорт и Россию, справку по оплате по договорам, копии счетов-фактур и выписок банков, платежные поручения, акты об оказании услуг, акты финансовой сверки расчетов, таблицу “Данные по конкретному предприятию экспортеру“, подтверждающие льготное налогообложение по экспортным поставкам по г. Новокуйбышевску, филиалам в г.г. Ангарске и Ачинске.

В решениях также отражено, что оплата транспортно-экспедиционных услуг производится в российских рублях по курсу ЦБ РФ на дату оказания услуг, транспортируемый товар поставляется в страны дальнего и ближнего зарубежья в железнодорожных цистернах, морских судах и автомобильным транспортом, выпуск товаров производился таможнями в соответствии с приведенным перечнем.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164
НК РФ при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК России, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов.

Данное положение распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых товаров за пределы территории РФ.

Из содержания решений налогового органа следует, что документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, были представлены Обществом в налоговый орган в полном объеме, какие-либо замечания к ним в решениях налогового органа не отражены.

Таким образом, факт реального экспорта товаров, в отношении которых заявителем по договорам транспортной экспедиции были оказаны транспортно-экспедиционные услуги, документально подтвержден и налоговым органом не оспорен.

Вместе с тем при принятии оспариваемых решений налоговым органом не были учтены следующие обстоятельства.

Согласно положениям статьи 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

При этом договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза,
его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон.

Таким образом, экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение любых услуг, связанных с перевозкой груза, при этом перечень таких услуг законодателем не ограничен.

В соответствии со статьей 805 ГК РФ экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГК РФ стороны свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора.

Таким образом, закон не содержит норм, запрещающих сторонам в рамках договоров транспортной экспедиции заключать договоры аренды цистерн и выполнения работ по их ремонту.

С учетом изложенного, судебные инстанции пришли к обоснованному заключению о том, что поскольку предоставленные Обществом услуги по договорам транспортной экспедиции, в том числе услуги по аренде и ремонту цистерн, согласно представленным договорам непосредственно связаны с работами по сопровождению, транспортировке товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, то в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК России обложение оказанных услуг налогом на добавленную стоимость должно производиться по ставке 0 процентов.

Ссылка налогового органа в кассационной жалобе на положения Государственного стандарта РФ Р 51133-98 “Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте“ является несостоятельной, поскольку указанный стандарт не содержит запрета на включение в состав договора транспортной экспедиции аренды и ремонта вагонов-цистерн.

Кроме того, вопрос правомерности отказа в возмещении НДС по основной налоговой декларации N 1 за август 2007 года являлся предметом спора, рассмотренного в рамках дела N А55-3196/2008. Вступившим в законную силу решением суда по указанному делу решение налогового
органа N 12-24/9178/146, в соответствии с которым налоговый орган отказал в возмещении НДС, мотивируя свое решение необоснованным включением в состав транспортно-экспедиторских услуг аренды и ремонта вагонов-цистерн, признано недействительным.

Таким образом, обстоятельства правомерности включения в состав транспортно-экспедиторских услуг аренды и ремонта вагонов-цистерн и правомерность возмещения НДС по ставке 0 процентов являлся предметом исследования судебных инстанций, суды признали правильными действия заявителя, что установлено вступившими в законную силу судебными актами. Таким образом, данные обстоятельства являются преюдициально установленными при рассмотрении настоящего дела и в силу пункта 2 статьи 69 АПК РФ не подлежат доказыванию вновь.

С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций в рамках настоящего дела пришли к обоснованному выводу о том, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для признания необоснованным применение Обществом налоговой ставки 0% по операциям по реализации товаров (работ, услуг) в сумме 98 459 119 руб. и налоговых вычетов по НДС в размере 17 722 641 руб. и, соответственно, для отказа в возмещении НДС в указанном размере.

Доводы, приведенные налоговым органом в кассационной жалобе, аналогичны доводам, приводимым в судах первой и апелляционной инстанций, надлежащая оценка которым дана в обжалуемых судебных актах по делу.

Предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены, изменения указанных судебных актов отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 09.10.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2008 по делу N А55-11615/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его
принятия.