Постановление ФАС Поволжского округа от 26.03.2009 по делу N А65-21796/2008 Налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия, поэтому проведение должностным лицом налогового органа проверочной закупки при осуществлении контроля за применением контрольно-кассовой техники не может расцениваться как полученное в соответствии с требованиями закона доказательство, подтверждающее событие правонарушения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2009 г. по делу N А65-21796/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Набережные Челны Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.10.2008 и на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008
по делу N А65-21796/2008
по заявлению общества с ограниченной ответственностью туристическое агентство “АЛИАН“, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Набережные Челны Республики Татарстан, об отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 30.09.2008 N 63,
установил:
общество с ограниченной ответственностью туристическое агентство “Алиан“ (далее - ООО туристическое агентство “Алиан“, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны (далее - налоговый орган) от 30.09.2008 N 63 по делу об административном правонарушении по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) о назначении наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб. и прекращении производства по делу.
Решением суда от 28.10.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008 решение суда оставлено без изменений.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, налоговый орган обратился с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, в которой просит решение суда и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не находит оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела, на основании поручения заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны от 15.09.2008 N 1166 налоговым органом проведена проверка соблюдения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон N 54-ФЗ) в туристическом агентстве, принадлежащем обществу и расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, Новый город, пр. Московский, д. 56/14, 2-й этаж, остановка Школьный проезд.
В ходе проведения проверки налоговым органом выявлено нарушение норм Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ. При осуществлении налично-денежного расчета при реализации экскурсии в Дивеево на сумму 1 450 руб. помощником-практиканткой Шкаевой Е.В. не применялась контрольно-кассовая техника (далее - ККТ).
По материалам проверки составлены акт от 15.09.2008 N 103604 и протокол об административном правонарушении от 16.09.2008 N 001670, а постановлением от 30.09.2008 N 63 ООО туристическое агентство “Алиан“ привлечено к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ в виде взыскания 30 000 руб. штрафа.
Не согласившись с принятым постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ ККТ, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями ККТ возложено на налоговые органы ст. 7 Закона N 54-ФЗ, ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“, п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 “Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе“.
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием ККТ.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Между тем судом установлено, что проверка проводилась налоговым органом посредством контрольной закупки услуг в виде экскурсии в туристическом агентстве, принадлежащем ООО туристическое агентство “Алиан“.
Проверочная закупка в силу Закона N 144-ФЗ допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно ст. 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В рассматриваемом случае, сотрудник налогового органа, давший объяснения - Замалиев Р.Н., является заинтересованным должностным лицом, находящимся при исполнении должностных полномочий.
В силу ч. 3 ст. 26.2 Кодекса не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.09.2008 N 3125/08.
Всем обстоятельствам дела судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки фактических обстоятельств, установленных судами в ходе рассмотрения спора по существу, у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
При сложившихся обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.10.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008 по делу N А65-21796/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.