Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 24.03.2009 по делу N А57-8362/2008 Действующее законодательство не предусматривает признание судом недействительной государственной регистрации изменений в учредительных документах и незаконным решения о государственной регистрации изменений в учредительных документах в качестве правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 2009 г. по делу N А57-8362/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Оренбургской области, г. Оренбург,

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 ноября 2008 года по делу N А57-8362/2008,

по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Оренбургской области, г. Оренбург, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Саратовской области, г. Саратов, от 28.03.2008 N 1710, заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 8 по Саратовской области, г. Саратов, общество
с ограниченной ответственностью “Грин“, г. Оренбург, Ф.И.О. г. Саратов,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 10 по Оренбургской области (далее - МРИ ФНС России N 10 по Оренбургской области) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Саратовской области (далее - МРИ ФНС России N 8 по Саратовской области) от 28.03.2008 N 1710 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - общества с ограниченной ответственностью “Грин“ (далее - ООО “Грин“) в связи с изменением местонахождения юридического лица.

В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены МРИ ФНС России N 8 по Саратовской области, г. Саратов, ООО “Грин“, г. Оренбург, и Ф.И.О. г. Саратов, как единственный учредитель ООО “Грин“.

Требования заявителя основаны на том, что решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, принято регистрирующим органом на основании недостоверных сведений о местонахождении юридического лица, поскольку по месту государственной регистрации ООО “Грин“ не находится.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.11.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Решение мотивировано тем, что ООО “Грин“ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы в связи с изменением места нахождения, были представлены все предусмотренные статьей 17 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ документы. У регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в регистрации.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе заявитель - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 10 по Оренбургской области, г. Оренбург - просит решение отменить, ссылаясь на то, что оспариваемое решение о государственной
регистрации, вынесенное на основании документов, содержащих заведомо ложные сведения о месте нахождения общества, противоречит требованиям пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункту “в“ пункта 1 статьи 5, пункту 1 статьи 17 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, нарушает права неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом, и публичные интересы Российской Федерации.

Проверив законность обжалуемого решения в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как видно из материалов дела, ООО “Грин“ состояло на налоговом учете в МРИ ФНС России N 8 по Саратовской области.

Решением общества от 18.03.2008 в его устав внесены изменения в части местонахождения общества - г. Оренбург, ул. Туркестанская, 5, оф. 705.

21.03.2008 ООО “Грин“ обратилось в МРИ ФНС России N 8 по Саратовской области с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представив предусмотренные частью 1 статьи 17 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ от 08.08.2001 N 129-ФЗ документы: заявление установленной формы, решение ООО “Грин“ от 18.03.2008, изменения в Устав.

На основании представленных документов 28.03.2008 МРИ ФНС России N 8 по Саратовской области принято решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица N 1710.

В Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись, ООО “Грин“ поставлено на учет в МРИ ФНС России N 10 по Оренбургской области.

В результате произведенной МРИ ФНС России N 10 по Оренбургской области проверки установлено, что ООО “Грин“ по адресу, указанному в учредительных документах, не находится.

Собственником
помещения по адресу: г. Оренбург, ул. Туркестанская, д. 5, оф. 705 является открытое акционерное общество “Оренбургагропромпроект“, каких-либо договоров о передаче данного помещения в пользование ООО “Грин“ не заключалось.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд.

Судом установлено и заявителем не оспаривается, что ООО “Грин“ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы в связи с изменением места нахождения, были представлены все документы, предусмотренные статьей 17 названного Федерального закона.

Проверка достоверности сведений, указываемых в представленных на регистрацию документах, на регистрирующий орган нормами указанного федерального закона не возложена.

Основания для отказа в государственной регистрации изменений у регистрирующего органа отсутствовали.

Действующее законодательство не предусматривает признание судом недействительной государственной регистрации изменений в учредительных документах и незаконным решения о государственной регистрации изменений в учредительных документах в качестве правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ ответственность за представление недостоверных сведений для включения в государственные реестры несут заявитель и юридические лица, такая ответственность устанавливается законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 той же статьи в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.

Также, в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ регистрирующему органу предоставлено право исключения из ЕГРЮЛ юридического лица, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих
моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, и признанного фактически прекратившим свою деятельность.

При таких обстоятельствах решение является законным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 ноября 2008 года по делу N А57-8362/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Оренбургской области, г. Оренбург, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб. по кассационной жалобе.

Арбитражному суду Саратовской области на основании части 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.