Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 23.03.2009 по делу N А57-8457/2008 Организации и предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой машины в случае оказания услуг населению при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 марта 2009 г. по делу N А57-8457/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом (закрытом) судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 02.10.2008 и на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2008

по делу N А57-8457/2008

по заявлению негосударственного образовательного учреждения начального профессионального образования Саратовской объединенной технической школы Саратовского областного совета Общероссийской общественной организации “Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ), г. Саратов, к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому
району г. Саратова, о признании недействительным постановления о привлечении к административной ответственности по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ от 20.05.2008.

установил:

Саратовская объединенная техническая школа Саратовского областного Совета РОСТО ДОСААФ, г. Саратов обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратов (далее - налоговый орган, налоговая инспекция) по делу об административном правонарушении N 0064 от 20.05.2008.

Решением суда от 02.10.2008 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2008 решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, налоговый орган обратился с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, в которой просит решение суда и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов не находит оснований для их отмены.

Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ в части полноты учета выручки, полученной Саратовской объединенной технической школы Саратовского областного Совета РОСТО (ДОСААФ) с применением контрольно-кассовой техники, в результате которой установлено, что за проверяемый период с 08.02.2008 по 08.04.2008 в кассу Саратовской объединенной технической школы РОСТО ДОСААФ приняты наличные денежные средства, полученные:

- от индивидуальных предпринимателей и организаций за сдачу в аренду нежилых помещений согласно заключенным договорам аренды на сумму 187 235 руб.;

- от физических лиц за свидетельства, выданные за
проведенное обучение.

В акте проверки N 000009 от 05.05.2008 указано, что осуществление наличных денежных расчетов за арендные платежи производились с применением бланков строгой отчетности формы N 242 код ОКУД 0700001, утвержденных Письмом Минфина РФ от 20.04.1995, а за свидетельства, выданные физическим лицам, осуществлялись с применением бланков строгой отчетности формы КО-1, утвержденных в качестве таковых Письмом Министерства Финансов Российской Федерации от 24.02.1994 N 16-39.

Неисполнение организацией требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении N 000208 от 08.05.2008 по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Постановлением налогового органа N 0064 от 20.05.2008 Саратовская объединенная техническая школа РОСТО (ДОСААФ) была привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 14.5. КоАП РФ, выразившегося в неприменении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

При рассмотрении дела судом дана должная оценка обстоятельствам по делу.

Судом правильно отмечено, что в рассматриваемом случае имеет место получение арендных платежей в форме наличных денежных расчетов по договору аренды.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В силу пункта 2 статьи 2 названного Закона организации и индивидуальные предприниматели в соответствии
с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Статьей 5 Закона предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Исходя из положений упомянутого Закона, сферой его регулирования являются наличные денежные расчеты, независимо от того, кто и в каких целях совершает покупки (заказывает услуги).

Деятельность по сдаче помещений в аренду согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации относится к оказанию услуг.

Пунктом 3 статьи 2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ предусмотрен перечень видов деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения вправе производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники или без выдачи бланков строгой отчетности.

Законом не предусмотрено освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от применения контрольно-кассовой техники при получении от арендатора платы за пользование имуществом (арендной платой) и, следовательно, указанные наличные денежные расчеты должны в обязательном порядке производиться с применением контрольно-кассовой техники либо выдачей бланков строгой отчетности.

Актом проверки налогового органа за N 000009 от 05.05.2008 установлено, что денежные расчеты за арендные платежи производились с применением бланков строгой отчетности формы N 242 код ОКУД 0700001, утвержденных Письмом Минфина РФ от 20.04.1995.

Выдача заявителем при получении денежных средств за аренду помещения приходных кассовых ордеров формы 242 установлен судом и налоговой инспекцией не оспорен.

Кроме того
судом установлено, что осуществлением наличных денежных расчетов за свидетельства, выданные физическим лицам производилось с применением бланков строгой отчетности формы КО-1, утвержденных в качестве таковых Письмом Министерства Финансов РФ от 24.02.1994 N 16-39. Форма КО-1, утверждена Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88, что соответствует положением Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“.

Форма N КО-1 “Приходный кассовый ордер“ является унифицированной для оформления поступления наличных денег в кассу организации.

Данный порядок не противоречит Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденному решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40.

Документом, свидетельствующим об оприходовании в кассу денежной наличности, является приходный кассовый ордер, в связи с чем, вывод Саратовской объединенной технической школы РОСТО (ДОСААФ) о правомерности использования при осуществлении наличных денежных расчетов приходно-кассового ордера установленной унифицированной формы суд посчитал правильным.

При таких обстоятельствах, поскольку порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, Правительством Российской Федерации до настоящего времени не установлен, а обществом расчеты производились с выдачей бланка строгой отчетности установленной формы судом правильно отмечено, что у налогового органа отсутствовали основания для привлечения Саратовской объединенной технической школы РОСТО (ДОСААФ) к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ.

Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 02.10.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного
суда от 08.12.2008 по делу N А57-8457/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.