Постановление ФАС Поволжского округа от 19.03.2009 по делу N А65-7730/2008 Дело по иску о взыскании неосновательного обогащения, возникшего в результате повторного ошибочного перечисления денежных средств за счет собственных средств при исполнении поручений налогоплательщиков - физических лиц, направлено на новое рассмотрение, в ходе которого суду необходимо установить факт зачисления спорных сумм на счета соответствующих бюджетов и рассмотреть вопрос участия администратора доходов (налогового органа) в качестве ответчика по данной категории спорных правоотношений.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2009 г. по делу N А65-7730/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Акционерный коммерческий банк “Ак Барс“, город Казань,
на постановление от 26.12.2008 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
по делу N А65-7730/2008
по иску открытого акционерного общества “Акционерный коммерческий банк “Ак Барс“, город Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан, город Казань, о взыскании 42 168 руб. 50 коп. неосновательного обогащения,
установил:
открытое акционерное общество “Акционерный коммерческий банк “Ак Барс“ обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан о взыскании 42 168 руб. 50 коп. неосновательного обогащения.
Исковые требования заявлены в соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что в результате повторного, ошибочного перечисления истцом денежных средств в счет уплаты налогов физических лиц у ответчика возникло неосновательное обогащение.
Определением от 17.07.2008 Арбитражный суд Республики Татарстан в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заменил Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан на надлежащих ответчиков: Министерство финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по Республике Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан, муниципальное учреждение “Финансовое управление Исполнительного комитета муниципального образования города Казань“.
До принятия решения по делу истец уточнил исковые требования, просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации-24 823 руб. 71 коп., с Республики Татарстан в лице Министерства финансов Республики Татарстан за счет казны Республики Татарстан-12 985 руб. 76 коп., с муниципального учреждения “Финансовое управление Исполнительного комитета муниципального образования города Казань“ за счет казны муниципального образования города Казань - 4 359 руб. 03 коп.
Решением от 14.08.2008 Арбитражный суд Республики Татарстан в иске отказал, признав уплаченные средства налоговыми платежами, в связи с чем их возврат должен производиться в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением от 05.11.2009 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд решение суда первой инстанции отменил, перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, граждан: Елхина А.Ю., Филиппову И.А., Гилязетдинова Н.Р., Хуснееву Э.Р., Шакирова Г.Ю., Ахметшину Ф.Н., Трофимову Н.А., Галиева Ф.М., Кочкину Е.Н., Мурзыева Т.М., Николаева А.Ф., Синицину Т.А., Захарова М.Ю., Гиниятова ТА., Бурмистрова И.В., Хузина Т.Х., Вельмискина Т.А., Вашурина В.В., Бурханова И.С., Бордюгова Д.С., Александрова В.А., Леронова Л.Л., Леронову Л.Л., Леронова Б.Л., Мирзиеву Б.А., Мирзиева Р.Х., Мирзиеву Л.Р., Мирзиева И.Р., Ребровскую М.Ю., Абдулхаева О.Р., Левагину В.А., Шакирову С.В., Леронову Ф.Н., Леронову А.Л., Коногову О.Ф., и Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 5 по Республике Татарстан.
Постановлением от 26.12.2008 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в удовлетворении иска отказал, признав третьих лиц, граждан, приобретателями средств банка (потерпевшего) на основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе открытое акционерное общество “Акционерный коммерческий банк “Ак Барс“ просит постановление отменить как не соответствующее нормам права, иск удовлетворить.
Заявитель кассационной жалобы считает, что суд ошибочно посчитал повторно перечисленные платежи налоговыми; перечисление денежных средств 11.01.2008 не было связано с исполнением обязанности истца по исполнению поручения физических лиц по уплате налога и объясняется технической ошибкой. Поэтому повторно перечисленные собственные средства истца подлежат возврату.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей истца и третьего лица, налогового органа, считает постановление подлежащим отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что 09.01.2008 истец перечислил по поручению физических лиц денежные средства в сумме 42 168 руб. 50 коп. в счет уплаты налогов по кодам бюджетной классификации, указанным в платежных поручениях.
Кроме того истец 11.01.2008 повторно (ошибочно) перечислил такую же сумму в счет уплаты налогов. Повторное списание денежных средств произведено без соответствующих оплат физическими лицами, за счет средств истца.
Отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что платежи поступили в бюджет от имени граждан (физических лиц) в результате исполнения банком их поручений, в связи с чем неосновательное обогащение возникло на стороне граждан.
Между тем в материалах дела отсутствуют документальные подтверждения того, что физические лица в связи с произведенной банком повторной (ошибочной) оплатой сберегли денежные средства за счет банка, либо использовали спорные суммы в качестве излишне уплаченной суммы налога в последующий период налогообложения.
Банк, за счет которого произведено ошибочное зачисление средств получателю, вправе истребовать их от последнего как неосновательно приобретенное имущество.
В соответствии с общими принципами налогового законодательства, установленными в статьях 2, 4 Налогового кодекса Российской Федерации, законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации.
Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах в силу правил статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации признаются: организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками и плательщиками сборов; организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами; налоговые и таможенные органы.
Применительно к спорным правоотношениям банк при перечислении спорных сумм не являлся ни налогоплательщиком (плательщиком) сборов ни налоговым агентом по отношению к гражданам и федеральному органу исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Фактическим получателем денежных средств согласно представленных платежных поручений является налоговый орган, который в силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, как орган государственной власти в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, должен участвовать в качестве стороны по делу.
Вероятно, имеется в виду Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н.
В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116п и Приказом ФНС Министерства финансов Российской Федерации от 26.02.2008 N ММ-3-1/74 территориальные органы ФНС как администраторы принимают решения о возврате излишне уплаченных средств, уплате процентов при несвоевременном их возврате и представляют в орган Федерального казначейства платежные документы для возврата неосновательно полученных средств.
Поэтому суд, привлекая налоговый орган в качестве третьего лица, не учел, что данный орган обязан был принять меры к возврату неосновательно поступивших платежей.
В материалах дела отсутствуют доказательства зачисления спорных сумм на счета соответствующих бюджетов.
При таких обстоятельствах постановление подлежит отмене как незаконное и не соответствующее материалам дела, дело - передаче на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции, рассматривающему дело по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, необходимо дополнительно оценить, использовались ли гражданами спорные платежи в качестве излишне оплачиваемых сумм по вопросам налогообложения в последующие периоды; исследовать как факт зачисления спорных сумм на счета соответствующих бюджетов, так и возможность участия администратора доходов (налогового органа) в качестве ответчика по данной категории спорных правоотношений.
Руководствуясь статьями 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление от 26.12.2008 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А65-7730/2008 отменить, дело - передать на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.