Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 19.03.2009 по делу N А55-7649/2008 Действующим земельным законодательством бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 марта 2009 г. по делу N А55-7649/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.09.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2008 по делу N А55-7649/2008, по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Глобал“, г. Самара, к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия, третье лицо: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Глобал“ (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о
признании незаконными действий Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент), выразившихся в издании заключения о невозможности подготовки акта выбора и проекта границ земельного участка для размещения банно-оздоровительных комплексов, обязании Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара обеспечить оформление акта о выборе земельного участка и подготовить проект постановления Главы городского округа Самара об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, проекта границ земельного участка, предварительном согласовании места размещения банно-оздоровительного комплекса на земельном участке площадью 23 000 кв. м., расположенном по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, в границах улиц Ростовская и Шоссейная в аренду под строительство банно-оздоровительного комплекса; обязании Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара обеспечить оформление акта о выборе земельного участка и подготовить проект постановления Главы городского округа Самара об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, проект границ земельного участка, предварительном согласовании места размещения банно-оздоровительного комплекса на земельном участке площадью 56 500 кв. м., расположенном по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, в границах улиц Ростовская и озера Банное в аренду под строительство банно-оздоровительного комплекса; обязании Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара обеспечить оформление акта о выборе земельного участка и подготовить проект постановления Главы городского округа Самара об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, проекта границ земельного участка, предварительном согласовании места размещения банно-оздоровительного комплекса на земельном участке площадью 31 800 кв. м., расположенном по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, в границах улиц Ростовская, Шоссейная и озера Банное в аренду под строительство банно-оздоровительного комплекса.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 03 сентября 2008 г.
заявленные требования удовлетворены. При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что при отсутствии проекта планировки территории и, соответственно, проектов межевания земельного участка, испрашиваемого не для жилищного строительства, в соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления, по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ исполнительного органа государственной власти, обязан обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями; действия Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, выразившиеся в издании заключения исх. N СП-8/166-0-1-2179, N СП-8/165-0-1-2180, N СП-8/169-0-1-2179 от 18.02.2008 г. о невозможности подготовки акта выбора и проекта границ земельного участка для размещения банно-оздоровительных комплексов, расположенных по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, в границах улиц Ростовская и Шоссейная; г. Самара, Куйбышевский район, в границах улиц Ростовская и озера Банное; г. Самара, Куйбышевский район, в границах улиц Ростовская, Шоссейная и озера Банное в аренду под строительство банно-оздоровительных комплексов, признаны не соответствующими требованиям земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации, и нарушающими права заявителя в сфере экономической деятельности.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2008 данное решение суда оставлено без изменения. Апелляционный суд указал, что спорный земельный участок расположен в зоне Ж-2, которая допускает строительство обозначенного ООО “Глобал“ объекта.

В кассационной жалобе Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара
просит состоявшиеся судебные акты отменить в связи с нарушением судом норм материального права.

Заявитель кассационной жалобы считает, что Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара не создавал препятствия к осуществлению заявителем его прав, поскольку окончательное решение по вопросу утверждения акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объектов принимается министерством строительства и ЖКХ Самарской области и, кроме того, к участию в деле не привлечен Глава городского округа Самара, который обладает полномочиями по утверждению проектов границ земельных участков.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде, отказаться от иска в целом либо в части.

До рассмотрения кассационной жалобы по существу коллегия рассмотрела ходатайство истца об отказе от части заявленных требований.

Рассмотрев заявленное истцом ходатайство, судебная коллегия приняла отказ от заявления в части требования об обязания Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара подготовить: - проект постановления Главы городского округа Самара об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, проекта границ земельного участка, предварительном согласовании места размещения банно-оздоровительного комплекса на земельном участке площадью 23 000 кв. м., расположенном по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, в границах улиц Ростовская и Шоссейная; - проект постановления Главы городского округа Самара об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, проекта границ земельного участка, предварительном согласовании места размещения банно-оздоровительного комплекса на земельном участке площадью 56 500 кв. м., расположенном по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, в границах улиц Ростовская и озера Банное; - проект постановления Главы городского округа Самара об утверждении акта
о выборе земельного участка для строительства, проекта границ земельного участка, предварительном согласовании места размещения банно-оздоровительного комплекса на земельном участке площадью 31800 кв. м., расположенном по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, в границах улиц Ростовская, Шоссейная и озера Банное, поскольку данный отказ не противоречит закону и не нарушает права других лиц и пришла к выводу, что производство по делу в указанной части, в силу пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит прекращению.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия не находит оснований для их отмены в остальной части по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом ООО “Глобал“ обратилось в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области с заявлениями N 2180, N 2179, N 2178 от 22.01.2008 г. о выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объекта для предоставления в аренду земельных участков для размещения под строительство банно-оздоровительных комплексов, расположенных по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, в границах улиц Ростовская и Шоссейная; г. Самара, Куйбышевский район, в границах улиц Ростовская и озера Банное; г. Самара, Куйбышевский район, в границах улиц Ростовская, Шоссейная и озера Банное (л. д. 13 - 18).

На основании Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков для строительства, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области направлено заявление в Департамент строительства и архитектуры городского округа
Самара для обеспечения выбора земельного участка.

Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара 18.02.2008 г. было подготовлено и направлено в министерство заключение от 18.02.2008 г. N СП-8/166-0-1, N СП-8/165-0-1, N СП-8/169-0-1 (в одном письме) о невозможности осуществления работ по формированию земельных участков для размещения под строительство банно-оздоровительных комплексов на указанных земельных участках, так как принятие решения по данному вопросу возможно после разработки проекта планировки территории и его утверждения.

В связи с этим министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в адрес ООО “Глобал“ был направлен ответ о результате рассмотрения заявления N Ж-21/224 от 27.02.2008 г. о невозможности подготовки акта выбора и плана границ земельного участка для строительства банно-оздоровительных комплексов на испрашиваемом земельном участке.

При принятии решения об удовлетворении требований заявителя о признании указанных действий Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара незаконными, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта.

В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию земельного участка;

3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка
для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка (содержащий проект его границ), в соответствии с п. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ действует в течение трех лет и является основанием для последующего принятия органом местного самоуправления в этот срок решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29 октября 2002 г. N 150 утверждена Инструкция о порядке разработки, согласовании, экспертизы и утверждения градостроительной документации, которая включена в Систему нормативных документов в строительстве (СНиП 11-04-2003) (Постановление Госстроя РФ от 27.02.2003 г. N 27).

Суд установил, что на территории городского округа Самара в настоящее время действуют:

- Правила застройки и землепользования в городе Самара, утвержденные Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61;

- Генеральный план городского округа Самара, утвержденный Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 г. N 539.

Вместе с тем, проекты планировки и межевания ряда территорий до настоящего времени уполномоченными органами не разработаны.

Суд указал в решении, что не установление границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков не является основанием, перечисленным в пункте 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в предоставлении земельного участка под строительство.

Признавая незаконным действия Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, выразившиеся в издании заключения исх. N СП-8/166-0-1-2179, N СП-8/165-0-1-2180, N СП-8/169-0-1-2179 от 18.02.2008 г. о невозможности подготовки акта выбора земельного участка для размещения банно-оздоровительных комплексов, суд указал, что Департамент не представил доказательств наличия правовых оснований для отказа в выборе
земельных участков и, следовательно, при отсутствии проекта планировки территории и проектов межевания земельного участка, испрашиваемого не для жилищного строительства, выбор земельного участка осуществляется на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства.

Коллегия выводы суда находит не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта закреплен в п. 5 ст. 30 названного Кодекса и включает: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Из вышеназванных норм следует, что действующим земельным законодательством бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении
процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области наделено полномочиями по распределению земельных участков, собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для строительства.

Получив заявление общества с ограниченной ответственностью “Глобал“ Министерство в соответствии с пунктом 3.4 Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, направило обращение в уполномоченный орган - Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, для обеспечения выбора земельного участка.

Таким образом суд установил, что Департамент является надлежащим ответчиком, что испрашиваемые обществом с ограниченной ответственностью “Глобал“ земельные участки, согласно Постановлению от 26.04.2001 N 61 “Об утверждении правил застройки и землепользования в городе Самара“, расположены в зоне Ж-2 (зоне малоэтажной и смешанной застройки), что соответствует разрешенному строительству банно-оздоровительных комплексов.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара является ненадлежащим ответчиком противоречит материалам дела, поскольку суд установил, что Департамент является уполномоченным органом обеспечивающим выбор земельного участка.

При таких данных коллегия считает, что правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов не имеются.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 49, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

отказ общества с ограниченной ответственностью “Глобал“, г. Самара от заявления в части обязания Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара подготовить: - проект постановления Главы
городского округа Самара об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, проекта границ земельного участка, предварительном согласовании места размещения банно-оздоровительного комплекса на земельном участке площадью 23 000 кв. м., расположенном по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, в границах улиц Ростовская и Шоссейная; - подготовить проект постановления Главы городского округа Самара об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, проекта границ земельного участка, предварительном согласовании места размещения банно-оздоровительного комплекса на земельном участке площадью 56 500 кв. м., расположенном по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, в границах улиц Ростовская и озера Банное; - проект постановления Главы городского округа Самара об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, проекта границ земельного участка, предварительном согласовании места размещения банно-оздоровительного комплекса на земельном участке площадью 31800 кв. м., расположенном по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, в границах улиц Ростовская, Шоссейная и озера Банное принять. В этой части решение Арбитражного суда Самарской области от 03.09.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2008 по делу N А55-7649/2008 отменить, производство по делу в указанной части прекратить.

В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 03.09.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2008 по делу N А55-7649/2008 оставить без изменений.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.