Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 19.03.2009 по делу N А55-15029/2008 Требования об уплате задолженности по обязательным платежам, возникшей после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности в бесспорном порядке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 марта 2009 г. по делу N А55-15029/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, г. Тольятти,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.11.2008 по делу N А55-15029/2008,

по заявлению Тольяттинского открытого акционерного общества “Трансформатор“, г. Тольятти, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Самарской области о признании незаконным ее решения от 17.09.2008 N 16743,

установил:

Тольяттинское открытое акционерное общество “Трансформатор“ (далее - налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд
Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Самарской области (далее - ответчик, налоговый орган) о признании недействительным ее решения от 17.09.2008 N 16743.

Решением суда от 06.11.2008 заявленные требования удовлетворены - обжалуемый ненормативный акт налогового органа от 17.09.2008 N 16743 признано незаконным как несоответствующее Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон о несостоятельности (банкротстве)).

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.

В кассационной жалобе налоговый орган просит состоявшийся судебный акт отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, мотивируя это нарушением судом первой инстанции норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия не находит правовых оснований для ее удовлетворения.

Как усматривается из материалов дела, требованием налогового органа от 04.08.2008 N 110726 заявителю предложено в срок до 25.08.2008 уплатить налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 120 228 рублей и пени по нему в сумме 1 039 646,27 рублей.

В установленный в требовании срок суммы налога и пеней заявителем не были уплачены, что послужило основанием для вынесения оспариваемого налогоплательщиком решения налогового органа от 17.09.2008 N 16743 о взыскании налога и пеней за счет денежных средств заявителя на счетах в банках.

Установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 25.08.2004 по делу N А55-4183/2004 Тольяттинское открытое акционерное общество “Трансформатор“ признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство.

Коллегия выводы суда об удовлетворении заявленных требований находит правильными.

В пункте 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации приведен исчерпывающий перечень
обстоятельств, с которым связывается прекращение обязанностей по уплате налога или сбора. Нахождение организации в процедуре банкротства не является основанием для прекращения обязанности по уплате налога или сбора.

Согласно статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога или сбора исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. При этом в данной статье не предусмотрены основания для освобождения от принудительного взыскания денежных средств налогоплательщика в связи с введением в отношении него конкурсного производства.

Предусмотренный статьей 142 Закона о несостоятельности (банкротстве) порядок удовлетворения требований об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, фактически изменяет срок уплаты налога, сбора и пени.

Главой 9 Налогового кодекса Российской Федерации “Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени“ не установлено в качестве основания для изменений срока уплаты налога нахождение организации в процедуре банкротства.

Установлено, что задолженность образовалась в ходе конкурсного производства и является текущими платежами. В соответствии с пунктом 1 статьи 134 Закона “О несостоятельности (банкротстве)“ вне очереди за счет конкурсной массы погашаются, как текущие обязательства, требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и
взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

Однако в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о несостоятельности (банкротстве) требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном вышеуказанной статьей.

Судом установлено, что реестр требований кредиторов в силу положений пункта 1 статьи 142 Закона о несостоятельности (банкротстве) был закрыт по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, т.е. 11.09.2004.

В соответствии с положениями статьи 128 Закона о несостоятельности (банкротстве) сведения о признании Тольяттинского открытого акционерного общества “Трансформатор“ банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства опубликованы в “Российской Газете“ (от 11.09.2004 N 199).

Коллегия находит правильными выводы суда о том, что взыскание с заявителя налоговым органом во внеочередном порядке задолженности по налогу и пеням, обязанность по уплате которых наступила в рамках конкурсного производства, противоречит положениям названных норм Закона о несостоятельности (банкротстве).

Пунктом 47 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ также определено, что при рассмотрении
вопросов, связанных с удовлетворением требований, возникших после открытия конкурсного производства, следует учитывать, что такие требования удовлетворяются вне очереди (пункт 1 статьи 134 Закона о несостоятельности (банкротстве)), однако в силу специального указания пункта 4 статьи 142 Закона о несостоятельности (банкротстве) требования уполномоченных органов, возникшие после открытия конкурсного производства независимо от срока их предъявления, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Кроме того, как указывается в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 “О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве“, требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о несостоятельности (банкротстве) после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.

Следовательно, суд сделал правильный вывод о том, что названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о несостоятельности (банкротстве), с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве.

При таких обстоятельствах коллегия судебный акт находит законным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного
суда Самарской области от 06.11.2008 по делу N А55-15029/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.