Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 18.03.2009 по делу N А72-859/2007 В целях подтверждения права на льготу по уплате НДС заявитель, являясь общественной организацией инвалидов, обязан доказать, что количество членов организации - инвалидов и их законных представителей - составляет не менее 80 процентов от числа членов организации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 марта 2009 г. по делу N А72-859/2007

(извлечение)

Резолютивная часть объявлена 16 марта 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ульяновской региональной общественной организации инвалидов “Регион“, г. Ульяновск

на решение от 28.07.2008 Арбитражного суда Ульяновской области и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2008 по делу N А72-859/2007

по заявлению Ульяновской региональной общественной организации инвалидов “Регион“, г. Ульяновск, к Управлению ФНС России по Ульяновской области, г. Ульяновск о признании недействительным решения от 27 октября 2006 г. N 2436дсп,

установил:

Ульяновская региональная общественная организация инвалидов “Регион“ (далее - заявитель,
УРООИ “Регион“, общественная организация) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Управления ФНС России по Ульяновской области (далее - налоговый орган) от 27 октября 2006 г. N 2436дсп.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04 июня 2007 г. в удовлетворении заявления УРООИ “Регион“ было отказано.

УРООИ “Регион“ обратилась в Высший Арбитражный суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Ульяновской области от 04 июня 2007 г. по делу N А72-859/07-16/41. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 марта 2008 г. N 679/08 отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 04 июня 2007 г. и дело было направлено на рассмотрение в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08 мая 2008 г. решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 июня 2007 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Ульяновской области.

Решением суда от 28 июля 2008 г. заявление УРООИ “Регион“ удовлетворено частично, оспариваемое решение налогового органа от 27 октября 2006 г. N 2436дсп в части привлечения Ульяновской региональной общественной организации инвалидов “Регион“ к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ с наложением взыскания в виде штрафа в размере 597 800 руб. признано незаконным; в остальной части решение от 27 октября 2006 г. N 2436дсп оставлено без изменения на том основании, что УРООИ “Регион“ не представила доказательств, подтверждающих право на льготу по уплате НДС, в связи с чем оспариваемое
решение в указанной части является законным.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2008 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права и вынести по делу новый судебный акт.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 часов 30 минут 16.03.2009.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебного акта в пределах доводов кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, 03 декабря 2004 г. Инспекцией МНС России по Ленинскому району г. Ульяновска был составлен акт налоговой проверки N 1001ДСП (т. 2, л. д. 100) в отношении УРООИ “Регион“ по результатам проведенной выездной проверки по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет НДС за период с 01 января 2002 г. по 31 декабря 2003 г.

Инспекцией МНС России по Ленинскому району г. Ульяновска 31 декабря 2004 г. принято решение N 1121дсп (т. 2, л. д. 115) о привлечении УРООИ “Регион“ к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ с наложением взыскания в виде штрафа в размере 529 920 руб. 21 коп. и по п. 1 ст. 126 НК РФ с наложением взыскания в виде штрафа в размере 3 000 руб. Налогоплательщику предложено уплатить НДС в размере 2 661
460,9 руб., пени в сумме 1 283 611,48 руб.

УРООИ “Регион“ обжаловала указанное решение N 1121дсп от 31 декабря 2004 г. в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС России по Ульяновской области, а также в Арбитражный суд Ульяновской области.

Управлением ФНС России по Ульяновской области 01 апреля 2005 г. принято решение N 16-06-15/02548 (т. 3, л. д. 5) об отмене в порядке ст. 140 НК РФ решения нижестоящего налогового органа, Инспекции МНС России по Ленинскому району г. Ульяновска, N 1121дсп от 31 декабря 2004 г. с одновременным назначением дополнительной проверки, проведение которой возложено на Управление ФНС России по Ульяновской области.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17 ноября 2005 г. по делу N А72-2543/05-6/196 (т. 1, л. д. 32 - 33) также было признано недействительным решение Инспекции МНС России по Ленинскому району г. Ульяновска N 1121 дсп от 31 декабря 2004 г. по причине принятия его должностным лицом с нарушением требований ст. 101 НК РФ.

Управление ФНС России по Ульяновской области, руководствуясь своим решением от 01 апреля 2005 г. N 16-06-15/02548, вынесло постановление от 23 сентября 2005 г. N 187 (т. 1, л. д. 25) о проведении повторной выездной налоговой проверки по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты НДС за период с 01 января 2002 г. по 31 декабря 2003 г.

УРООИ “Регион“ обжаловало в арбитражный суд и решение Управления ФНС России по Ульяновской области N 16-06-15/02548 от 01 апреля 2005 г., и постановление Управления ФНС России по Ульяновской области N 187 от 23 сентября 2005 г.

Решениями Арбитражного суда Ульяновской области по делам N
А72-2701/05-6/199, N А72-12876/05-13/262, оставленными без изменения судами апелляционной, кассационной инстанций (т. 1, л. д. 38 - 41) заявленные требования оставлены без удовлетворения. При этом суды всех инстанций со ссылкой на положения ст. ст. 87, 89, 140 НК РФ указали на законность проведения Управлением ФНС России по Ульяновской области дополнительной проверки с целью установления правомерности применения налогоплательщиком льготы по НДС за период с 01 января 2002 г. по 31 декабря 2003 г.

Согласно п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонили довод общественной организации о неправомерности проведения налоговым органом дополнительной проверки.

Кроме того, доводы заявителя о проведении повторной налоговой проверки также являются несостоятельными, поскольку проведение дополнительной проверки вызвано жалобой налогоплательщика на решение налогового органа.

В рассматриваемом случае дополнительная проверка по своей сути сходна с дополнительными мероприятиями налогового контроля, предусмотренными подпунктом 3 пункта 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, и направлена на устранение нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных Управлением, подтверждения или опровержения доводов налогоплательщика.

Из материалов дела следует, что в связи с оспариванием налогоплательщиком в судебном порядке постановления от 23 сентября 2005 г. N 187 Управление ФНС России по Ульяновской области 27 октября 2005 г. приняло решение N 5 о приостановлении налоговой проверки до даты вынесения решения арбитражным судом кассационной инстанции (т. 1, л. д. 125).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16.07.2004 N
14-П, налоговые органы наделены правом как проводить проверки и определять их продолжительность в установленных рамках, так и принимать в необходимых случаях решение об их приостановлении.

Возможность приостановления выездной налоговой проверки предусмотрена абзацем 13 пункта 1.10.2 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 N 60 “О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах“, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 N АП-3-16/138. Соответствие абзаца 13 пункта 1.10.2 указанной Инструкции Налоговому кодексу Российской Федерации подтверждено Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2002 N 10463/02.

Из материалов дела следует, что по итогам рассмотрения дела арбитражными судами, Управлением ФНС России проверка была возобновлена, о чем налогоплательщик был уведомлен 19 июня 2006 г. (т. 1, л. д. 121).

Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает особого порядка проведения дополнительных проверок, в связи с чем предполагается, что такие проверки проводятся в соответствии с требованиями статьей 87, 89, 93, 140 Налогового кодекса Российской Федерации и не могут рассматриваться как повторные.

Согласно ст. 93 НК РФ (в ред. 02 февраля 2006 г.) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.

В связи с изложенным Управление ФНС России по Ульяновской области правомерно затребовало у налогоплательщика документы, необходимые для проводимой налоговой проверки.

Доводы заявителя о том, что материалы налоговой проверки рассмотрены незаконно, без участия представителя УРООИ “Регион“ правомерно признаны судами необоснованными, поскольку рассмотрение возражений на акт проверки в отсутствии налогоплательщика при наличии надлежащего уведомления о дате их
рассмотрения не может служить доказательством неправомерности решения налогового органа.

Как обоснованно указали суды первой и апелляционной инстанций о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки УРООИ “Регион“ было уведомлено письмом налогового органа от 25 октября 2006 г. (т. 1, л. д. 92). Указание заявителем на неявку вследствие отъезда в Москву исполнителей написания возражений не было признано налоговым органом уважительной причиной неявки, поскольку не исключало возможности явки иных лиц, представителей УРООИ “Регион“.

Таким образом, нарушения должностными лицами налогового органа норм налогового законодательства при принятии решения от 27 октября 2006 г. N 2436дсп судами не установлены.

Согласно уставу общественной организации 1998 г. (т. 1, л. д. 53 - 58) Ульяновская региональная общественная организации инвалидов “Регион“ является общественной организацией, созданной для защиты прав и интересов, а также для создания условий, обеспечивающих равные с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни, интеграции и реабилитации инвалидов.

Статьей 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных объединениях“ установлено, что членами общественной организации являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих объединений (часть 6 статьи 19 данного Федерального закона).

В пункте 4.1 устава УРООИ “Регион“ указано, что членами организации являются физические лица с 18-летнего возраста, юридические лица - общественные объединения. Таким образом, Уставом
организации не установлено, что членами данной организации являются только инвалиды, также не установлено процентное соотношение членов организации - инвалидов и их законных представителей от числа членов организации.

В соответствии с разделом 5 устава УРООИ “Регион“ прием в членство осуществляется на основании письменного заявления гражданина с последующим принятием правлением организации решения по каждой кандидатуре.

Согласно ст. 143 НК РФ УРООИ “Регион“ является плательщиком НДС.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению операции по реализации (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%.

Из положений указанной статьи следует, что применение льготы зависит от совокупности условий: юридическое лицо должно быть общественной организацией инвалидов; членство инвалидов и их законных представителей должно составлять не менее 80 процентов от общего числа членов организации; операции по реализации товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг) должны производиться и реализовываться непосредственно общественными организациями инвалидов.

Учитывая, что применение льготы по налогам является правом налогоплательщика, то и обязанность по доказыванию правомерности применения налоговой льготы возлагается на налогоплательщика.

Таким образом как обоснованно
указали суды, в целях подтверждения права на льготу по уплате НДС заявитель, являясь общественной организацией инвалидов, обязан доказать, что количество членов организации - инвалидов и их законных представителей составляет не менее 80% от числа членов организации.

Согласно сведениям, представленным заявителе (т. 1, л. д. 129 - 130) в организации в 2002 г. количество граждан, работающих по трудовым договорам, составляло 138 человек (18 инвалидов) и членов организации - 1498 человек (не инвалидов - 9); в 2003 г., соответственно - 14 человек (8 инвалидов) и членов организации - 1498 человек (не инвалидов - 9).

Судами установлено, что доказательства представления Управлению ФНС России по Ульяновской области документов, подтверждающих заявленное УРООИ “Регион“ количественное соотношение членов и членов - инвалидов организации, в материалах дела отсутствуют.

Из материалов дела следует, что Управлением ФНС России по Ульяновской области было вынесено постановление от 04 августа 2006 г. N 1 о производстве выемки документов в УРООИ “Регион“: книг покупок и продаж; журналов, полученных и выставленных счетов-фактур; счетов-фактур; платежных документов; товарно-транспортных накладных; материальных отчетов; регистров бухгалтерского учета; документов, служащих основанием для применения льготы в соответствии со ст. 149 НК РФ (списки инвалидов по состоянию на 01 января 2002 г. и 01 января 2003 г., заявлений инвалидов на прием в члены организации, заявлений инвалидов на выход из Общества, решений Правления на прием инвалидов и выход из Общества, заверенных справок ВТЭК); главных и кассовых книг (том 1 л. д. 114).

Должностное лицо УРООИ “Регион“, в данном случае председатель правления Никитина М.А., документы для выемки не представила, указав, что их нет в помещении, они отсутствуют, о чем
был составлен протокол N 1 от 07 августа 2006 г. Подписать протокол выемки руководитель УРООИ “Регион“ отказалась (т. 1, л. д. 115 - 116).

Также Управлением ФНС РФ по Ульяновской области направлены запросы в Управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области (исх. N 16-12-19/10040 от 10 августа 2006 г.; N 16-12-19/11475 от 12 сентября 2006 г.); а также председателю Президиума Ульяновской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов (исх. N 16-12-19/10041 от 09 августа 2006 г.); учредителям физическим лицам - Кашину В.Г. (исх. N 16-12-19/10045 от 10 августа 2006 г.), Кашиной Г.А. (исх. N 16-12-19/10044 от 10 августа 2006 г.), Солотову А.Н. (исх. N 16-12-19/10043 от 10 августа 2006 г.), Никитину Е.А. (исх. N 16-05-26/9670 от 10 августа 2006 г.) с просьбой оказать влияние на УРООИ “Регион“ в представлении необходимых для проверки документов и представлении имеющихся сведений о членах указанной организации - инвалидах.

Однако данные мероприятия также не позволили налоговому органу получить необходимые сведения.

При таких обстоятельствах, суды обоснованно пришли к выводу, что доказательства представления УРООИ “Регион“ необходимых документов Управлению ФНС России по Ульяновской области в материалах дела отсутствуют.

Из материалов дела следует, что определениями суда первой инстанции заявителю неоднократно предлагалось представить в судебные заседания необходимые документы в подтверждении своего права на льготу по уплате НДС. Однако заявитель, считая истребование судом данных документов незаконным, не представил необходимые документы.

Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что правомерность применения им льготы, предусмотренной подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ, подтверждается вступившими в законную силу судебными актами по делу N А72-2543/05-6/196, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 21 декабря 2006 г., а также заключением N 28 от 19 марта 2004 г. главного специалиста-ревизора ОДП и РОРЧ по налоговым преступлениям при УВД Ульяновской области (том 1 л. д. 27 - 30, 45) правомерно отклонена судами первой и апелляционной инстанций на основании следующего.

Суд первой инстанции обоснованно не принял ссылку заявителя на судебные акты по делу N А72-2543/05-6/196, поскольку предметом спора по данному делу было решение Инспекции МНС России по Ленинскому району г. Ульяновска N 1121дсп от 31 декабря 2004 г. (признанное судом недействительным по причине нарушения требований статьи 101 НК РФ), тогда как предметом настоящего спора является решение Управления ФНС России по Ульяновской области N 2436дсп от 27 октября 2006 г.

Заключение N 28 от 19 марта 2004 г. (т. 1, л. д. 45) не позволяет сделать вывод о том, какие документы (кроме устава и свидетельств) были предметом исследования. Кроме того, содержит сведения о количестве членов организации УРООИ “Регион“ (220 человек) и работающих граждан (225 человек), не соответствующие сведениям, указанным заявителем в своих справках (том 1 л. д. 129 - 130), а именно: члены организации в 2000 г. - 420 человек, 2001 г. - 1293 человек, 2002 г. - 1498 человек, 2003 г. - 1498 человек; работающие граждане в 2000 г. - 56 человек, 2001 г. - 178 человек, 2002 г. - 138 человек, 2003 г. - 14 человек).

Пояснения представителя УРООИ “Регион“, указанные в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 21 декабря 2006 г. (т. 1, л. д. 27 - 30), подтверждают то обстоятельство, что, считая проведение повторной налоговой проверки незаконной, документы Управлению ФНС России по Ульяновской области не представляли.

Статьей 23 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

В связи с непредставлением налогоплательщиком налоговому органу необходимых документов, налоговый орган в целях исчисления налога правомерно воспользовался правом, предоставленным ему пунктом 7 статьи 31 НК РФ, определив подлежащую уплате сумму НДС расчетным способом на основании имеющейся в налоговом органе информации об указанном налогоплательщике.

Кроме того, как следует из материалов дела, для исчисления налога подлежащего уплате в бюджет налоговым органом были использованы данные об объемах реализации, заявленные налогоплательщиком, УРООИ “Регион“, в налоговых декларациях по НДС за 2002 - 2003 годы, как необлагаемые обороты в связи с применением льготы, предусмотренной подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Из материалов дела следует, что в 2002 г. декларации по НДС УРООИ “Регион“ представлялись налоговому органу ежемесячно; в 2003 году - ежеквартально.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ декларациях по НДС (за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2002 г., 1 квартал и 3 квартал 2003 г. (т. 1, л. д. 131 - 155, т. 2, л. д. 1 - 99) УРООИ “Регион“ за проверяемый период заявляло выручку, которая не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения НДС) на территории РФ по реализации (в том числе передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов) работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых как общественной организацией, инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.

Сумма заявленной налогоплательщиком выручки согласно указанным декларациям составила 12 836 031 руб. С учетом налоговой ставки по НДС 20% сумма налога составила 2 567 207 руб. Указанный налог налогоплательщиком уплачен не был.

Согласно ст. 75 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора подлежит начислению пени. В связи с неуплатой налога УРООИ “Регион“ налоговым органом были начислены пени.

Таким образом, поскольку заявитель не представил суду первой и апелляционной инстанций доказательств, подтверждающих право организации на льготу по уплате НДС, решение Управления ФНС России по Ульяновской области от 27 октября 2006 г. N 2436дсп в части начисления НДС в сумме 2 567 207 руб. и пени в сумме 1 924 635 руб. 80 коп. суды обоснованно признали законным.

Изложенные в кассационной жалобе доводы заявителя выводы судов первой и апелляционной инстанций не опровергают и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не может являться основанием для пересмотра судебных актов судом кассационной инстанции.

Суды оценили представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи и обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленного требования в указанной части.

Нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебных актов в части, обжалуемой заявителем, суд кассационной инстанции не находит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение от 28.07.2008 Арбитражного суда Ульяновской области и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2008 по делу N А72-859/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу Ульяновской региональной общественной организации инвалидов “Регион“, г. Ульяновск - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.