Постановление ФАС Поволжского округа от 18.03.2009 по делу N А72-4226/2008 Согласно п. 2 ст. 155 Бюджетного кодекса РФ счета бюджетов обслуживает Банк России. Кредитные организации выполняют функции Банка России, предусмотренные названной статьей, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2009 г. по делу N А72-4226/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу отделения по Кузоватовскому району Управления федерального казначейства по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.09.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008 по делу N А72-4226/2008
по заявлению Первого заместителя прокурора Ульяновской области к отделению по Кузоватовскому району Управления федерального казначейства по Ульяновской области, Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации в лице Барышского отделения N 4260, о признании сделки недействительной,
установил:
с учетом принятого судом отказа от иска в части применения последствий недействительности ничтожной сделки, первый заместитель прокурора Ульяновской области обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к отделению по Кузоватовскому району Управления федерального казначейства по Ульяновской области и Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации в лице Барышского отделения N 4260 о признании договора банковского счета N 5 от 16.01.2006 недействительным.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22.09.2008 судом принят отказ прокурора от иска в части применения последствий недействительности ничтожной сделки. Производство по делу в указанной части прекращено. Исковые требования удовлетворены. Признан недействительным договор банковского счета N 5 от 16.01.2006, заключенный между отделением по Кузоватовскому району Управления федерального казначейства по Ульяновской области и Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2008 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе отделение по Кузоватовскому району Управления федерального казначейства по Ульяновской области просит принятые судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении иска.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 16.01.2006 между Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации в лице Барышского отделения N 4260 и отделением по Кузоватовскому району Управления федерального казначейства по Ульяновской области заключен договор банковского счета N 5, согласно пункту 1.1 которого Банк принял обязательства по открытию счета клиенту в валюте Российской Федерации N 40116810469060000540 и осуществлению расчетно-кассового обслуживания клиента в соответствии с действующим законодательством.
Статьей 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов.
В соответствии со статьей 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета.
Согласно пункту 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации счета бюджетов обслуживает Банк России.
В силу положений пункта 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации кредитные организации выполняют функции Банка России, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 настоящего Кодекса, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 N 12-П указано, что положение “о невозможности выполнения учреждениями Банка России функции по обслуживанию счетов бюджетов“ - в отсутствие нормативной конкретизации его содержания непосредственно в законе - должно рассматриваться как означающее фактическую, а при определенных обстоятельствах, вытекающих из нормативных правовых актов и юридически признанную невозможность осуществления учреждениями Банка России обслуживания счетов бюджетов. При этом под “соответствующей территорией“ понимается как территория одного субъекта Российской Федерации или территория муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации или территория определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих границах действуют территориальное учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований).
Вероятно, вместо Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 12.09.2004 N 85н имеется в виду Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.09.2004 N 85н.
Закрепленный статьей 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип единства кассы предусматривает осуществление всех расходов с единого счета бюджета, который в силу статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации, может быть открыт только в учреждениях Банка России. Расходование средств бюджета с иных банковских счетов, кроме счета, открытого в учреждении Банка России, возможно только в случае, когда открытие такого счета в коммерческом банке необходимо в силу невозможности осуществления банком России операций по обслуживанию денежных средств бюджета на соответствующей территории. Возможность открытия специального банковского счета для обеспечения получателей бюджета наличными денежными средствами в коммерческом банке предусмотрена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.09.2004 N 85н, но только при отсутствии учреждений Банка России или невозможности исполнения ими данных функций на соответствующей территории, о чем прямо указано в пункте 1 данного Приказа.
В силу статей 152, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации Управление является юридическим лицом, относящимся к участникам бюджетного процесса и получателем бюджетных средств.
В порядке статьи 18 Федерального закона “О защите конкуренции“ от 26.07.2006 N 135-ФЗ отбор финансовых организаций должен осуществляться путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона.
Конкурс на открытие спорного счета не проводился.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый договор банковского счета противоречит требованиям гражданского законодательства, что влечет его недействительность.
Указанные выводы судом апелляционной инстанции признаны правомерными. Принятые судебные акты основаны на нормах права и материалах дела. Оснований для их отмены, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.09.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008 по делу N А72-4226/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.