Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 18.03.2009 по делу N А72-4225/2008 Заключение отделением управления Федерального казначейства Российской Федерации договора банковского счета с коммерческим банком при наличии возможности осуществления организациями Центрального банка России банковских операций с бюджетными средствами противоречит ст. 155 Бюджетного кодекса РФ и является основанием для признания заключенного договора банковского счета недействительной (ничтожной) сделкой.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 марта 2009 г. по делу N А72-4225/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу отделения по Кузоватовскому району Управления Федерального казначейства по Ульяновской области

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.09.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2008 по делу N А72-4225/2008

по иску первого заместителя прокурора Ульяновской области к отделению по Кузоватовскому району Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации в лице Барышского отделения N 4620, о признании сделки недействительной,

установил:

первый заместитель прокурора Ульяновской области обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с иском, с учетом уточнения, к
отделению по Кузоватовскому району Управления федерального казначейства по Ульяновской области и Акционерному коммерческому сберегательному банку Российской Федерации в лице Барышского отделения N 4260 о признании договора банковского счета N 6 от 16.01.2006 недействительным.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22.09.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2008, исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, отделение по Кузоватовскому району Управления федерального казначейства по Ульяновской области просит состоявшиеся судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.

В представленном отзыве на кассационную жалобу Акционерный коммерческий сберегательный банк Российской Федерации в лице Барышского отделения N 4260 поддерживает доводы кассационной жалобы, просит отменить принятые судебные акты.

В отзыве прокуратура Ульяновской области просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованных судебных актов, судебная коллегия считает их неподлежащими отмене.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 16.01.2006 между АК Сберегательным банком Российской Федерации в лице Барышского отделения N 4260 и отделением по Кузоватовскому району УФК по Ульяновской области заключен договор банковского счета N 6, согласно пункту 1.1 которого Банк принял обязательства по открытию счета клиенту в валюте Российской Федерации N 40116810469000000541 и осуществлению расчетно-кассового обслуживания клиента.

В соответствии со статьей 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты всех уровней бюджетной системы
Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета.

Согласно пункту 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации счета бюджетов обслуживает Банк России.

В силу положений пункта 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации кредитные организации выполняют функции Банка России, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 настоящего Кодекса, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 N 12-П указано, что положение “о невозможности выполнения учреждениями Банка России функции по обслуживанию счетов бюджетов“ - в отсутствие нормативной конкретизации его содержания непосредственно в законе - должно рассматриваться как означающее фактическую, а при определенных обстоятельствах, вытекающих из нормативных правовых актов и юридически признанную невозможность осуществления учреждениями Банка России обслуживания счетов бюджетов. При этом под “соответствующей территорией“ понимается как территория одного субъекта Российской Федерации или территория муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации или территория определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих границах действуют территориальное учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований).

Закрепленный Бюджетным кодексом Российской Федерации принцип единства кассы предусматривает осуществление всех расходов с единого счета бюджета, который в силу статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации, может быть открыт только в учреждениях Банка
России. Расходование средств бюджета с иных банковских счетов, кроме счета, открытого в учреждении Банка России, возможно только в случае, когда открытие такого счета в коммерческом банке необходимо в силу невозможности осуществления банком России операций по обслуживанию денежных средств бюджета на соответствующей территории.

В порядке статьи 18 Федерального закона “О защите конкуренции“ от 26.07.2006 N 135-ФЗ отбор финансовых организаций должен осуществляться путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона.

Конкурс на открытие спорного счета не проводился.

При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемый договор банковского счета противоречит требованиям гражданского законодательства, что влечет его недействительность в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Судами первой и апелляционной инстанций дана оценка всем доводам, приведенным по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе, поскольку в ней, по существу, повторяется все то, на что ссылалось ранее, и это отражено в принятых судебных актах.

Поскольку при принятии обжалуемых судебных актов нормы процессуального права не нарушены и нормы материального права применены правильно, судебные акты законны и отмене не подлежат.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.09.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2008 по делу N А72-4225/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.