Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 17.03.2009 по делу N А65-13659/2008 Отказ налогового органа в применении налоговых вычетов по НДС правомерно признан незаконным, поскольку обществом соблюдены все условия, предусмотренные статьями 171, 172 НК РФ, для применения спорных налоговых вычетов, счета-фактуры соответствуют требованиям ст. 169 НК РФ, имущественные права оплачены и приняты к учету.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2009 г. по делу N А65-13659/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, г. Казань

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.10.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2008

по делу N А65-13659/2008

по заявлению Открытого акционерного общества “КАМАЗинструментспецмаш“, г. Набережные Челны, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения от 13.05.2008 N 214ЮЛ/К,

установил:

открытое акционерное общество “КАМАЗинструментспецмаш“ (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании
незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) от 13.05.2008 N 214ЮЛ/К.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.10.2008 заявление удовлетворено.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с судебными актами, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, как принятых с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебного акта в пределах доводов кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная проверка представленной обществом 22.10.2007 уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2007 года.

По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 10.04.2008 N 38юл/к и принято решение от 13.05.2008 N 214юл/к, которым обществу предложено уплатить 1 207 050 руб. недоимки по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2007 года.

По мнению инспекции, сделка между налогоплательщиком и обществом с ограниченной ответственностью “КамАЗ-Актив“ (далее - ООО “КамАЗ-Актив“) по использованию товарного знака не имеет разумной хозяйственной цели, а также у ООО “КамАЗ-Актив“ отсутствуют необходимые условия для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого и технического персонала.

Удовлетворяя заявленные требования, суды, установив фактические обстоятельства дела и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем, отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит
из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке статьи 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2005 года N 119-ФЗ “О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах“ (далее - Закон) налогоплательщики налога на добавленную стоимость обязаны провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженностей по состоянию на 31 декабря 2005 года включительно. По результатам инвентаризации определяются дебиторская задолженность за реализованные, но не оплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, операции по реализации (передаче) которых признаются объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, и кредиторская задолженность за неоплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, принятые к учету до 1 января 2006 года, в составе которой имеются суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные к оплате продавцами товаров (работ, услуг) и имущественных прав и подлежащие налоговому вычету в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 2 Закона предусмотрено, что налогоплательщики налога на добавленную стоимость, определяющие до вступления в силу Закона момент определения налоговой базы как день оплаты, включают в налоговую базу денежные средства, поступившие до 1 января 2008 года в счет погашения задолженности, указанной в части 1 статьи 2 Закона.

Налогоплательщики налога на добавленную стоимость, указанные в части 2 статьи 2 Закона, по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, имущественным правам, принятым на учет до вступления в силу этого Закона, производят налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьей 172 Кодекса, при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога на добавленную стоимость (пункт 8 статьи 2 Закона).

Судами установлено, что обществом предъявлены к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные 25.09.2007 ООО “КамАЗ-Актив“ согласно данным книги
покупок за сентябрь 2007 года по счетам-фактурам от 31.03.2004 б/н в размере 360 128,00 руб., от 16.06.2004 N 10 в размере 240 685,20 руб., от 30.06.2004 N 17 в размере 121 242,60 руб., от 09.08.2004 N 24 в размере 121 242,60 руб., от 10.08.2004 N 31 в размере 121 242,60 руб., от 27.09.2004 N 42 в размере 121 242,54 руб., от 25.10.2004 N 49 в размере 121 242,54 руб.

Оценив имеющиеся доказательства, суды пришли к правильному выводу о том, что обществом соблюдены все условия, предусмотренные статьями 171, 172 Кодекса и статьей 2 Закона, для применения спорных налоговых вычетов, счета-фактуры соответствуют требованиям статьи 169 Кодекса, имущественные права оплачены и приняты к учету.

Довод налогового органа о необоснованном предъявлении к вычету указанную в уточненной декларации сумму налога на добавленную стоимость, уплаченного ООО “КамАЗ-Актив“, в связи с занижением затрат по использованию товарного знака, правомерно отклонен судами, поскольку налоговое законодательство не ставит в зависимость право налогоплательщика на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость от обоснованности отнесения затрат, связанных с осуществлением им деятельности, к расходам по смыслу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов согласуются с правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12.10.2006 N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды“, в котором судам предложено оценивать доводы налоговых органов о занижении сумм налогов на основе конкретных законодательных положений, а не таких субъективных понятий, как “недобросовестный налогоплательщик“. Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и
сборах, в целях получения налоговой выгоды служит основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Кодекс не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиком платежи по налогу на добавленную стоимость с позиции экономической целесообразности, рациональности и эффективности хозяйственных взаимоотношений.

В рассматриваемом случае доказательств получения обществом необоснованной налоговой выгоды инспекцией не представлено.

При таких обстоятельствах, судами отказ инспекции в применении 1 207 050 руб. налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2007 года правомерно признан незаконным.

Суд кассационной инстанции не принимает доводы кассационной жалобы, поскольку они не опровергают выводов судов первой инстанции и апелляционного суда, а направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела, что недопустимо в суде кассационной инстанции и не может являться основанием для отмены судебного акта.

Судами применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального закона не установлено, в связи с чем, у суда кассационной инстанции в силу статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовые основания для отмены вынесенных по делу судебных актов отсутствуют.

Государственная пошлина, уплаченная налоговым органом при подаче кассационной жалобы, подлежит возврату в соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.10.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2008 по делу N А65-13659/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан - без удовлетворения.

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим
налогоплательщикам по Республике Татарстан выдать справку на возврат государственной пошлины в сумме 1 000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.