Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 17.03.2009 по делу N А49-5964/2008 Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2009 г. по делу N А49-5964/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Пензы, г. Пенза,

на решение Арбитражного суда Пензенской области от 06.11.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного от 18.12.2008 по делу N А49-5964/2008

по заявлению закрытого акционерного общества “Тандер“, г. Краснодар Пензенская область, к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Пензы, г. Пенза, об обжаловании постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

закрытое акционерное общество “Тандер“ (далее - ЗАО “Тандер“, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления
Инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Пензы (далее - налоговый орган, инспекция) от 02.10.2008 N 13-18/295 о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 06.11.2008 заявленные Обществом требования удовлетворены. Постановление налогового органа признано незаконным и отменено.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного от 18.12.2008 решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.

Обжалуя вынесенные судебные акты в кассационном порядке, инспекция просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заявителем кассационной жалобы отмечается, что ЗАО “Тандер“ допустило нарушение административного законодательства. Общество извещалось о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Не отреагировав каким-либо образом на извещение о времени и месте составления протокола о рассмотрении административного дела, Общество по собственной инициативе отказалось от осуществления своих процессуальных прав.

Отзывом на кассационную жалобу Общество просит судебные акты оставить без изменения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для их отмены.

Как усматривается из материалов дела, инспекцией Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Пензы совместно с Управлением Федеральной налоговой службы России по Пензенской области 22.08. 2008 проведена проверка соблюдения порядка розничной реализации, закупки и хранения алкогольной продукции, наличия и подлинности специальных и акцизных марок в принадлежащем закрытому акционерному обществу “Тандер“ магазине “Магнит“, расположенному по адресу: Пензенская область, г. Пенза, ул. Московская, 100.

В ходе проверки установлено, что на водку “Кузнецкая люкс“ (0,5 л., 40%, дата розлива 22.07.2008, производитель ЛВЗ г. Кузнецк в количестве 17 бутылок), находящуюся на витрине, отсутствовал
ценник. Также на витрине находилась алкогольная продукция, наименование которой на ценнике не соответствовало названию, указанному на товаре и в сопроводительных документах поставщиков, а именно: на коньяк Российский пятилетний “Пять звездочек“ (0,5 л. 42%, дата розлива 08.05.2008, фляга, производитель ЗАО “Ставропольский виноконьячный завод“ в количестве 11 бутылок) прикреплен ценник с названием “Коньяк пять звездочек фляжка 0,5 л.; на коньяк Российский четырехлетний “Старый Кенигсберг“ (0,5 л., 42%, дата розлива 08.04.2008, фляга, производитель ООО “Виноконьячный завод“ Альянс-1892“ в количестве 4 бутылок) прикреплен ценник с названием “Коньяк Российский четырехлетний Старый“.

Указанные обстоятельства нашли отражение в акте проверки от 22.08.2008 N 005442/13-14/66, на основании которого составлен протокол об административном правонарушении от 15.09.2008 N 13-18/295, и вынесено постановление от 02.10.2008 N 13-18/295 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Вместе с тем, во время проверки налоговым органом нарушена процедура привлечения к административной ответственности Общества, о чем правомерно указано судом предыдущих инстанций.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении определен статьей 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В силу пунктов 2, 4 части 1 названной нормы при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц, либо об отложении рассмотрения дела.

Согласно части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
дело, об административном правонарушении, рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Налоговым органом не оспаривается факт того, что дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении ЗАО “Тандер“, рассмотрено не 30.09.2008, как было указано в определении от 15.09.2008 о назначении места и времени рассмотрения дела, а 02.10.2008 после получения налоговым органом почтового уведомления.

В силу положений части 2 статьи 25.1 и части 1 статьи. 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо административного органа, уполномоченное рассматривать дело об административном правонарушении, при отсутствии данных о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени рассмотрения дела обязано было отложить рассмотрение дела. Названные нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предоставляют административному органу право произвольно изменять день и время, ранее назначенные для рассмотрения дела об административном правонарушении, и рассматривать дело в другой день после получения почтового уведомления о вручении определения лицу, привлекаемому к административной ответственности.

Доказательств извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о назначении другой даты рассмотрения дела - 02.10.2008 налоговым органом в материалы дела не представлено. Таким образом, при оформлении материалов дела об административном правонарушении административным органом допущены процессуальные нарушения, выразившиеся в рассмотрении дела в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного надлежащим образом о дате рассмотрения дела.

В соответствии с
пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 06.11.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного от 18.12.2008 по делу N А49-5964/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.