Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 17.03.2009 по делу N А06-6001/2008 Не допускается продажа алкогольной продукции без подтверждения легальности ее производства и оборота (при отсутствии справки к товарно-транспортной накладной или справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции или их заверенных в установленном порядке копий).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2009 г. по делу N А06-6001/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Производственно-коммерческая фирма “София“, г. Астрахань,

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 05.11.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2008 по делу N А06-6001/2008

по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани к обществу с ограниченной ответственностью “Производственно-коммерческая фирма “София“ о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани (далее - налоговый орган, инспекция) обратилась в арбитражный
суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма “София“ (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за реализацию алкогольной продукции без сертификатов соответствия, копий справок к товарно-транспортным накладным.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 05.11.2008 заявленные требования налогового органа удовлетворены.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Обжалуя судебные акты в кассационном порядке, Общество просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.

Заявителем кассационной жалобы отмечается, что судом не исследовано и не дана оценка обстоятельствам, исключающим право налогового органа на закупку алкогольной продукции при проведении проверки. Фактически были проведены действия, относящиеся к оперативно-розыскным мероприятиям, правом на проведение которых органы налоговой службы не наделены.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, инспекцией 08.02.2008 проведена проверка соблюдения Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ от 22.11.1995 N 171-ФЗ (с изменениями и дополнениями) общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма “София“ в кафе, расположенном по адресу г. Астрахань, ул. Л.Шмидта, 12, в ходе которой установлена реализация без сертификатов соответствия и копий справок к товарно-транспортным накладным алкогольной продукции: водки “Пять озер“, алкоголь 40%, емкость 0,5 л., дата розлива 26.08.2008, производство ООО “Омсквинпром“, г. Омск, по цене 180 рублей в количестве 2-х бутылок и водки “Путинка“, алкоголь 40%, емкость 0,5 л., дата разлива 13.04.2008, производства ОАО “Московский завод “Кристалл“, г. Москва, по цене 200 рублей в количестве 2-х бутылок, чем
нарушены требования статей 10.2, 16 и 26 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ от 22.11.1995 N 171-ФЗ (далее - Закон), пунктов 11, 12, 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55.

По результатам проверки инспекцией составлен акт от 13.10.2008 N 000233 и протокол об административном правонарушении от 14.10.2008 N 000214.

Результаты проверки послужили основанием для обращения инспекции в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товарно-транспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товарно-транспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Судом предыдущих инстанций правомерно удовлетворены требования налоговой инспекции о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде штрафа 40 000 руб.

Статьей 26 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ запрещается оборот этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В силу подпунктов 1 и 3 пункта 1 статьи 10.2 вышеуказанного Федерального закона оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).

Согласно пункту 3 Перечня документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1019, при реализации товара в розницу собственник товара обязан предъявить по первому требованию покупателя или контролирующего органа копию справки к товарно-транспортной накладной, заверенную его печатью и печатью предыдущего собственника товара.

В соответствии с пунктами 6, 9 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 N 987 продавец обязан иметь оформленные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, копии справки к товарно-транспортной накладной или копию справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции и представлять их по требованию покупателя; не допускается продажа алкогольной продукции без подтверждения легальности ее производства и оборота (при отсутствии справки к товарно-транспортной накладной или справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции или их заверенных в установленном порядке копий).

Ссылка Общества на то, что проведенные налоговым органом мероприятия относятся к оперативно-розыскным мероприятиям и не могут являться законными, является необоснованной. Судебная практика о проведении контрольной закупки сотрудниками органов внутренних дел и инспекции по торговле установлена по поводу применение контрольно-кассовой техники и применяется в отношении статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях. В рассматриваемой ситуации произведена проверка деятельности, регулирующей правоотношения по поводу производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Указанные правоотношения установлены статьей 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела не усматривается производство контрольной закупки в целях проверки применения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 05.11.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2008 по делу N А06-6001/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.