Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 16.03.2009 по делу N А55-8399/2007 В бюджетные полномочия федерального казначейства не входит возможность перечисления казначейством денежных средств непосредственно из федерального бюджета в местные бюджеты в порядке исполнения судебных решений. При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 марта 2009 г. по делу N А55-8399/2007

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара,

на определение Арбитражного суда Самарской области от 01.08.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2008 по делу N А55-8399/2007,

по заявлению Администрации муниципального района Кинельский Самарской области, г. Кинель Самарской области, к Управлению Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, третье лицо: открытое акционерное общество “Самаранефтегаз“, г. Самара, о признании незаконным бездействия,

установил:

Администрация муниципального района Кинельский Самарской области (далее
- заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федерального казначейства по Самарской области (далее - ответчик, Управление), третье лицо: ОАО “Самаранефтегаз“ (далее - Общество), которое выразилось в неперечислении денежных средств в размере 4 151 942 руб. 44 коп. в бюджет Кинельского района.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.08.2007 заявленные требования удовлетворены полностью.

22.07.2008 Администрация муниципального района Кинельский Самарской области обратилась в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда от 15.08.2007.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 01.08.2008 изменен способ и порядок исполнения решения от 15.08.2007 и установлен следующий порядок исполнения решения:

1. Взыскатель - Администрация Кинельского района Самарской области направляет исполнительный лист по делу Должнику - Управлению федерального казначейства по Самарской области.

2. Должник - Управление федерального казначейства по Самарской области направляет данный исполнительный лист в Министерство финансов Российской Федерации как финансовому органу, выступающему от имени Казны Российской Федерации.

3. Министерство финансов Российской Федерации, во исполнение решения суда, направляет соответствующие денежные средства Управлению федерального казначейства по Самарской области, которое, в свою очередь, перечисляет их в бюджет Кинельского района Самарской области.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2008 определение Арбитражного суда Самарской области оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление просит определение и постановление отменить как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права и вернуть дело на новое рассмотрение. Управление ссылается на то, что оно не наделено полномочиями направлять исполнительные листы в Министерство финансов Российской Федерации и перечислять денежные средства на счета взыскателя.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив, в соответствии
с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии со статьей 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

На основании решения Арбитражного суда Самарской области от 15.08.2007 выдан исполнительный лист N 062279 и направлен на исполнение в Управление Федерального казначейства по Самарской области.

УФК по Самарской области возвратило исполнительный лист, указав, что решение суда обязано исполнять Министерство финансов Российской Федерации.

Обратившись за исполнением решения суда в Министерство финансов РФ, заявитель вновь получил отказ в виду того, что Министерство финансов РФ не является должником по данному делу и обязанность по перечислению денежных средств возложена решением суда именно на УФК по Самарской области.

Решение суда в указанной части на момент рассмотрения Арбитражным судом Самарской области заявления об изменения порядка и способа исполнения судебного акта не исполнено.

Суд первой инстанции, определяя порядок и способ исполнения судебного акта, обоснованно исходил из того, что экономический спор по данному делу возник из бюджетных правоотношений по формированию доходов местного бюджета Кинельского района Самарской области на 2004 год за счет налога на добычу полезных ископаемых, уплачиваемого открытым акционерным обществом “Самаранефтегаз“, и связан с осуществлением Управлением Федерального казначейства полномочий по распределению доходов от уплаты данного налога в порядке межбюджетного регулирования между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и
местными бюджетами по установленным нормативам отчислений в соответствии с Федеральным законом N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“.

Суммы налога распределены Управлением по нормативам: 95% в федеральный бюджет, 5% в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 120-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации“, вступившим в действие с 01.01.2005.

На момент принятия арбитражным судом решения 15.08.2007 спорные денежные средства в порядке распределения, осуществленного Управлением, поступили в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации по указанным нормативам.

Перечисление в 2007 году в местный бюджет Кинельского района Самарской области указанных денежных средств от уплаты налога на добычу полезных ископаемых за 2004 год, распределенных в федеральный бюджет, возможно только в порядке исполнения доходов федерального бюджета - статья 245 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

В соответствии со статьей 165 БК РФ полномочия по организации исполнения федерального бюджета в бюджетном процессе возложены на Министерство финансов Российской Федерации.

По смыслу статьи 166.1 БК РФ, бюджетные полномочия Федерального казначейства не предусматривают возможности перечисления казначейством денежных средств непосредственно из федерального бюджета в местные бюджеты в порядке исполнения судебных решений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации исполнительные листы и документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 242.1 Кодекса направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.

При этом в силу пункта 5, 7 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за
счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом о бюджете. Министерство финансов Российской Федерации ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.

При таких обстоятельствах, непосредственно Министерство финансов Российской Федерации должно исполнять вышеуказанное решение в части обязания перечислить денежные средства в размере 4 151 942 руб. 44 коп. в бюджет Кинельского района Самарской области.

Однако, поскольку должником по данному делу является Управление федерального казначейства по Самарской области, оно также должно предпринимать действия по исполнению решения суда.

С учетом изложенного, судебные акты по делу, в соответствии с которыми изменены способ и порядок исполнения решения суда от 15.08.2007, следует признать основанными на правильном применении норм материального права. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, фактически повторяют ранее приведенные доводы, надлежащая оценка которым дана судами первой и апелляционной инстанций. Предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены, изменения судебных актов по делу отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

определение Арбитражного суда Самарской области от 01.08.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2008 по делу N А55-8399/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.