Постановление ФАС Поволжского округа от 16.03.2009 по делу N А55-15334/07 Согласно п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2009 г. по делу N А55-15334/07
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Самара, город Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.07.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2008 по делу N А55-15334/2007
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, к заместителю главы городского округа - главе администрации Железнодорожного района городского округа Самара, г. Самара, главе городского округа Самара, г. Самара, администрации городского округа Самара, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью “Общее дело“, г. Самара, о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,
установил:
Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с требованием, с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий заместителя Главы городского округа Самара - главы администрации Железнодорожного района городского округа Самара, выразившиеся в отказе от утверждения проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: Железнодорожный район, ул. Урицкого/ул. Красноармейская, 143 (на остановке, из города), площадью 3,00 кв. м., для установки модульного павильона “Табак“ и обязании администрации городского округа Самара обеспечить изготовление и утвердить проект границ указанного земельного участка либо представить в министерство мотивированное с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключение о невозможности его изготовления и утверждения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.07.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 6.11.2008, заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными действия заместителя Главы городского округа Самара - главы администрации Железнодорожного района городского округа Самара, выразившиеся в отказе от утверждения проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: Железнодорожный район, ул. Урицкого/ул. Красноармейская, 143 (на остановке из города) площадью 3,00 кв. м. для установки модульного павильона “Табак“ и обязал Администрацию городского округа Самара устранить допущенные нарушения с учетом и в соответствии с действующим законодательством.
В кассационной жалобе Администрация городского округа Самара просит отменить судебные акты, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы полагает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неверно применены нормы материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы и исследовав материалы дела, судебная коллегия установила следующее.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью “Общее дело“ обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Урицкого/ул. Красноармейская, 143 (на остановке из города), площадью 3,00 кв. м., под установку модульного павильона “Табак“.
Министерством в адрес Главы городского округа Самара было направлено обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, испрашиваемого в аренду ООО “Общее дело“, которое поступило в администрацию городского округа Самара 14.09.2006, однако ответа не было получено.
Повторно 02.03.2007 Министерством в адрес главы администрации Железнодорожного района городского округа Самара было направлено обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, испрашиваемого в аренду заявителем.
Письмом от 18.04.2007 Глава администрации Железнодорожного района городского округа Самара сообщил о невозможности утверждения проекта границ испрашиваемого земельного участка, в связи с размещением на рассматриваемом земельном участке охранной зоны инженерных коммуникаций (тепловые и электрические сети).
В сообщении заместителя Главы городского округа Самара - главы администрации Железнодорожного района от 09.06.2007 указывалось, что изготовление и утверждение проекта границ земельного участка невозможно, поскольку для этого необходимо выполнить корректуру топографической съемки и разработать разбивочный чертеж.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующих обстоятельств.
Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
Согласно пункту 3 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов также определяются уставом муниципального образования.
Статья 24 Устава городского округа Самара обеспечение изготовления и утверждения проектов границ в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации относит к полномочиям Главы городского округа Самара, являющимся согласно пункту 1 статьи 24 Устава высшим выборным должностным лицом, возглавляющим администрацию городского округа Самара.
Постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 определены уполномоченные органы местного самоуправления городского округа Самара по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством. На основании подпункта 1.2 пункта 1 указанного постановления на администрацию городского округа Самара возложены полномочия по утверждению проектов границ земельных участков площадью 100 кв. м. и менее, за исключением случаев размещения отдельно стоящих рекламоносителей, а также случаев, установленных пунктом 1.3 данного постановления.
11.04.2007 принято распоряжение Главы городского округа Самара N 144-р “О возложении полномочий по организации деятельности территориальных органов администрации городского округа Самара и решению вопросов местного значения на заместителей главы городского округа Самара - глав администраций районов городского округа Самара“.
Неисполнение заместителем Главы городского округа Самара - главой администрации Железнодорожного района возложенной на него действующим законодательством обязанности по обеспечению изготовления и утверждения проекта границ земельного участка препятствует министерству в проведении процедуры предоставления данного земельного участка в аренду в порядке, установленном действующим законодательством, в рамках компетенции министерства.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ, с 19.05.2008 действует редакция статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой вместо обеспечения изготовления и утверждения проектов границ земельных участков органы местного самоуправления утверждают и выдают заявителям схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 указанного Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ, до 1 ноября 2008 года вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий допускаются изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков, которые соответственно изготавливались, утверждались и использовались в установленном законодательством РФ порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, суды пришли к правильным выводам о применении редакции статьи 34 Земельного кодекса РФ, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ.
В этой связи доводы заявителя жалобы подлежат отклонению.
Согласно п. 1.14 распоряжения от 11.04.2007 N 144 полномочия по утверждению проектов границ земельных участков площадью до 100 кв. м., предоставляемых для целей, не связанных со строительством, возложены на заместителей Главы городского округа Самара - глав администраций районов городского округа Самара.
Судами было установлено, что согласно п. 3 ст. 7 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ обращение министерства от 28.09.2007 N 07-28/1-0418 было направлено в адрес заместителя Главы городского округа Самара в соответствии с распоряжением от 11.04.2007 N 144. В настоящее время пункт 1.14 распоряжения от 11.04.2007 N 144 отменен распоряжением Главы городского округа Самара от 07.02.2008 N 13-Р.
Таким образом, органом местного самоуправления городского округа Самара, уполномоченным на исполнение обязанности, предусмотренной статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации относительно земельных участков площадью до 100.0 кв. м., предоставляемых для целей, не связанных со строительством, является администрация городского округа Самара в соответствии с Постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340.
Исходя из изложенного, суды правомерно установили, что обязанность по рассмотрению заявления министерства не исполнена уполномоченным органом местного самоуправления как в установленные действующим законодательством сроки, так и по настоящее время, требование заявителя об обязании обеспечить исполнение обязанности по изготовлению и утверждению проекта границ испрашиваемого земельного участка в связи с незаконными действиями, связанными с исполнением указанной обязанности по обращению министерства N 06-28/1-1625 и последующими обращениями, должно быть предъявлено к Администрации городского округа Самара, что также подтверждается нормами главы 10 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, в соответствии с которой в качестве субъектов ответственности за исполнение возложенных действующим законодательством на органы местного самоуправления обязанностей, названы именно органы местного самоуправления, а не их территориальные и функциональные органы, и должностные органы местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд кассационной жалобы считает законными выводы судов об удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанции, что недопустимо в суде кассационной инстанции, в связи с чем подлежат отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30 июля 2008 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2008 года по делу N А55-15334/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.