Постановление ФАС Поволжского округа от 13.03.2009 по делу N А57-3197/2008 Протокол заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на право пользования участком недр, приказ об утверждении итогов конкурса, а также лицензия на право пользования недрами правомерно признаны недействительными, поскольку конкурсной комиссией были допущены нарушения положений Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах“.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2009 г. по делу N А57-3197/2008
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 06.03.2009.
Полный текст постановления изготовлен 13.03.2009.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления по недропользованию по Саратовской области, г. Саратов, открытого акционерного общества “Иргазнефть“, г. Саратов, на решение Арбитражного суда Саратовской области от 08.08.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2008
по делу N А57-3197/2008
по заявлению заместителя прокурора Саратовской области, г. Саратов, о признании недействительными протокола N 2-к заседания Конкурсной комиссии по проведению конкурса на право пользования участком недр от 21.12.2007 и приказа N 89 от 25.12.2007 об утверждении итогов конкурса на получение права пользования недрами, о признании недействительной лицензии на право пользования недрами серии СРТ N 01192НЭ и лицензионного соглашения об условиях пользования недрами Хлебновского участка, являющегося неотъемлемой частью указанной лицензии, заинтересованные лица - общество с ограниченной ответственностью “Детель“, г. Одинцово Московской области, Управление по недропользованию по Саратовской области, открытое акционерное общество “Иргазнефть“, г. Саратов, Правительство Саратовской области, закрытое акционерное общество “Проект-С“, г. Саратов, общество с ограниченной ответственностью “Лотос“, г. Саратов, общество с ограниченной ответственностью “Холдинговая компания “ЭкоНефтьИнвест“, г. Серпухов Московской области,
установил:
решением от 08.08.2008 Арбитражный суд Саратовской области удовлетворил требования Прокуратуры Саратовской области, признал недействительными протокол N 2-к заседания Конкурсной комиссии по проведению конкурса на право пользования участком недр от 21.12.2007 и приказ N 89 от 25.12.2007 об утверждении итогов конкурса на получение права пользования недрами, лицензию на право пользования недрами серии СРТ N 01192 НЭ, выданную открытому акционерному обществу “Иргазнефть“ (далее - ОАО “Иргазнефть“).
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2008 решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Управление по недропользованию по Саратовской области, ОАО “Иргазнефть“ просят отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, в удовлетворении иска отказать.
В заседании кассационной инстанции 04.03.2009 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 14 часов 06.03.2009.
Кассационная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа, проверив законность обжалованных судебных актов, правовых оснований для их отмены либо изменения не находит.
Как следует из материалов дела, 21.12.2007 состоялось заседание конкурсной комиссии по проведению конкурса на право пользования Хлебновским участком недр с целью разведки и добычи углеводородного сырья, результаты которого оформлены протоколом N 2-к.
Согласно протоколу N 2-к заседания конкурсной комиссии конкурсные предложения (ТЭП) общества с ограниченной ответственностью “Лотос“ (далее - ООО “Лотос“), общества с ограниченной ответственностью “Детель“ (далее - ООО “Детель“) и ОАО “Иргазнефть“ были признаны наилучшими, победителем конкурса признано ОАО “Иргазнефть“. Комиссия рекомендовала Управлению по недропользованию по Саратовской области утвердить итоги состоявшегося конкурса.
Начальником Управления по недропользованию Морозовым Ю.В. издан приказ N 89 от 25.12.2008 от утверждении итогов конкурса на получение права пользования недрами с целью разведки и добычи углеводородного сырья на Хлебновском участке и принято решение об обеспечении в течение 30 дневного срока оформления государственной регистрации и выдачи ОАО “Иргазнефть“ лицензии на право пользования недрами на условиях объявленного конкурса.
ОАО “Иргазнефть“ 14.01.2008 оформлена и выдана лицензия серии СРТ N 01192 вида НЭ на право пользования недрами.
Целевым назначением и видами работ согласно лицензии являются: разведка и добыча углеводородного сырья на Хлебновском участке, расположенном в Татищевском районе Саратовской области. В лицензии есть запись о том, что право на пользование земельным участком получено от администрации Татищевского МР Саратовской области письмом от 17.08.2006. Лицензия выдана сроком до 14.01.2028. Приложением к лицензии СРТ N 01192НЭ является лицензионное соглашение, заключенное между Управлением по недропользованию по Саратовской области и ОАО “Иргазнефть“.
При проведении конкурса на право пользования участком недр Конкурсной комиссией были допущены нарушения действующего законодательства.
В соответствии с требованиями статьи 13.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах“ в состав конкурсных или аукционных комиссий, создаваемых федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, включаются представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Управлением по недропользованию по Саратовской области в состав конкурсной комиссии был включен министр инвестиционной политики Саратовской области Жандаров А.В.
Из содержания протокола заседания Конкурсной комиссии от 21.12.2007 N 2-к усматривается, что представитель Правительства Саратовской области в ходе работы комиссии участия не принимал, что противоречит Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах“ и Методическим рекомендациям по подготовке условий и порядку проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр (утв. распоряжением МНР Российской Федерации от 14.11.2002 N 457-р) и является существенным нарушением условий проведении конкурса.
Извещения о подведении итогов конкурса, направленное в адрес представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не может быть доказательством соблюдения положений статьи 13.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах“.
В статье 13.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах“, указаны критерии определения победителей.
Научно-технический уровень программ геологического изучения недр и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды, обеспечение обороны страны и безопасности государства отнесены законом к основным критериями выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр.
Размер разового платежа за право пользования участком недр также отнесен к основным критериям определения победителя аукциона.
Согласно пункту 5 Порядка и условий проведения конкурса на право пользования Хлебновским участком недр с целью разведки и добычи углеводородного сырья, утвержденного приказом Саратовнедра от 22.08.2007 критериями установления победителя являются:
- рациональное использование недр (сроки и объемы геологических работ, научно-технический уровень программ геологического изучения и использования участка недр, полнота извлечения полезных ископаемых);
- учет интересов национальной безопасности Российской Федерации;
- экономический эффект освоения участка (бюджетная эффективность);
- эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды, в том числе экологическая безопасность, предлагаемых проектных решений (прогноз изменений природной среды при производстве планируемых работ с учетом проектируемой технологии, природоохранных и восстановительных мероприятий).
- вклад в социально-экономическое развитие территории (наличие предложений по социально-экономическому развитию, определяемых по представленной программе участия социально-экономических вопросов).
Победителем должен быть признан участник конкурса, предложение которого отвечают основным условиям пользования недрами, перечисленным в приложении 2 к Порядку, и представивший наилучшие предложения по освоению участка недр в соответствии с критериями, установленными пунктом 5.1. условий конкурса.
Если представленные двумя или более участниками конкурса конкурсные предложения, оцениваются по установленным в п. 5.1. критериям как лучшие и равноценные, то победителем конкурса признается претендент, предложивший наибольший размер разового платежа.
Пункт 3.21 Методических рекомендаций по подготовке условий и порядку проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр (утв. распоряжением МПР Российской Федерации от 14.11.2002 N 457-р) указывает на необходимость предусматривать в условиях конкурса порядок определения победителя по дополнительным критериям в случаях, если представленные двумя или более претендентами ТЭПы отвечают условиям конкурса и являются равноценными.
Из содержания отчета N 3-10 “Об экспертизе технико-экономических показателей (ТЭПов) освоения Хлебновского участка недр“, выполненного ООО “Поволжское агентство оценки“ в ходе подготовки проведения конкурса, усматривается, что ТЭПы ООО “Детель“ и ОАО “Иргазнефть“ имеют равные баллы - 10.
Согласно протоколу N 2-к заседания Конкурсной комиссии по проведению конкурса на право пользования Хлебновским участков недр с целью разведки и добычи углеводородного сырья от 21.12.2007 ТЭПы ООО “Лотос“, ООО “Детель“ и ОАО “Иргазнефть“ признаны наилучшими. Однако победителем конкурса признано ОАО “Иргазнефть“. Критерии отбора победителя комиссией в протоколе N 2-к от 21.12.2007 года не указаны.
При рассмотрений дела судом дана оценка и заключению специалиста - доктора экономических наук - Ф.И.О. представленному представителем ООО “Детель“.
Из содержания заключения усматривается, что согласно пункту 2.2. Методических рекомендаций, Министерством экономики РФ, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политики от 21.06.1999 N 477, на различных стадиях разработки и осуществления проекта выбор схемы финансирования, его эффективность определяется заново, с различной глубиной проработки.
В ТЭПе ОАО “Иргазнефть“ выделение стадий и расчет эффективности по ним не проводилось. Влияние уровня инфляции, неопределенностей и рисков в период реализации проекта не учитывалось. В то время как, согласно, пункту 1.3. “Методики“ все эти данные должны быть учтены в параметрах финансовой модели.
Согласно заключению в ТЭПе ОАО “Иргазнефть“ занижена ставка налога на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. В ТЭПе данная ставка указывается 3%, в то время как для данной отрасли она определена в размере 7,4%.
В ТЭПе ОАО “Иргазнефть“ не проводилась оценка общественной эффективности реализации проекта; отсутствует экономическое обоснование мероприятий, связанных с воздействием на окружающую среду и мер по ее охране. С точки зрения развития муниципального образования существует только соглашение о намерениях с Администрацией Вязовского муниципального образования с обязательным подписанием договора в сумме 5 млн. рублей. Данный объем финансирования ничем не обосновывается.
Признавая недействительными протокол N 2-к заседания Конкурсной комиссии по проведению конкурса на право пользования участком недр от 21.12.2007 и приказ N 89 от 25.12.2007 об утверждении итогов конкурса на получение права пользования недрами, суд правомерно удовлетворил требования о признании недействительными лицензии на право пользования недрами серии СРТ N 01192 НЭ, выданной ОАО “Иргазнефть“ и лицензионного соглашения об условиях пользования Хлебновским участком, расположенного на территории Саратовской области, заключенного между Управлением по недропользованию по Саратовской области и ОАО “Иргазнефть“.
В соответствии с частью 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Спор рассмотрен арбитражным судом в соответствии с требованиями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы суда о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам.
Оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 08.08.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2008 по делу N А57-3197/2008 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.