Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 12.03.2009 по делу N А72-5266/2008 При отсутствии обязанности по исчислению, удержанию у иностранной организации и перечислению в бюджет налога российская организация, являющаяся источником выплаты дохода, не имеет возможности представить в налоговый орган сведения о суммах налогов, удержанных за соответствующий период, ввиду отсутствия таковых и, следовательно, не может быть привлечена к налоговой ответственности за неисполнение обязанности по представлению такой информации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 марта 2009 г. по делу N А72-5266/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена - 10 марта 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен - 12 марта 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области, г. Ульяновск,

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07.11.2008 по делу N А72-5266/2008,

по заявлению закрытого акционерного общества “Авиастар-СП“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области о признании ее решения и требования недействительными,

установил:

закрытое акционерное общество “Авиастар-СП“ (далее - заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с
заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области (далее - налоговый орган, ответчик) о признании недействительными ее решения от 10.06.2008 N 9/16-09-30 и требования от 17.06.2008 N 73.

Решением суда от 07.11.2008 заявление удовлетворено.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.

В кассационной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, мотивируя это нарушением судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия не находит правовых оснований для ее удовлетворения.

Как усматривается из материалов дела, решением налогового органа от 10.06.2008 N 9/16-09-30 по результатам акта от 24.04.2008 N 29/16-09-30/412ДСП об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекса) налоговых правонарушениях, Общество привлечено к налоговой ответственности по основаниям пункта 1 статьи 126 Кодекса в виде штрафа в размере 50 рублей.

Основанием для принятия налоговым органом решения послужило непредставление налогоплательщиком сведений, необходимых для осуществления налогового контроля - налогового расчета (информации) о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за 1 квартал 2007 года.

В соответствии со статьями 69, 70 Кодекса налоговым органом в адрес налогоплательщика выставлено требование от 17.06.2008 N 73 об уплате штрафа.

Кроме того, по мнению ответчика, поскольку вина должностного лица в совершении налогового правонарушения установлена постановлением мирового судьи по делу об административном правонарушении, само Общество не может быть освобождено от налоговой ответственности.

Коллегия выводы суда об удовлетворении заявленных требований находит правильными.

Судом установлено, что Общество, являясь источником выплаты иностранным организациям доходов, в проверяемый период по счет-фактурам N 66,
67 произвел оплату авторского сопровождения выполненных работ Авиационному научно-техническому комплексу им. О.К.Антонова (Украина, г. Киев) (далее - АНТК им. О.К.Антонова) в общей сумме 3 724 914,18 рублей.

Тот факт, что у Общества в отношении выплаченных АНТК им. О.К.Антонова доходов отсутствует обязанность по исчислению, удержанию у иностранной организации и перечислению в бюджет налога признан и не оспаривается сторонами.

Однако налоговый орган считает необходимым представление расчета в порядке, установленном пунктом 4 статьи 310 Кодекса даже в случае отсутствия обязанности у заявителя по исчислению удержанию налога и перечислению его в бюджет. В таких случаях расчет, по мнению налогового органа, должен представляться с прочерком в графе 8. При этом налоговый орган ссылается на форму налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утвержденную Приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@, Инструкцию по заполнению формы налогового расчета (информации) о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, утвержденной Приказом МНС России от 03.06.2002 N БГ-3-23/275.

Согласно пункту 1 статьи 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Подпунктом 4 пункта 3 статьи 24 Кодекса предусмотрено, что налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса и заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины Соглашения от 08.02.1995 “Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращения уклонений от уплаты налогов“, доходы, полученные иностранной организацией
от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, в соответствии со статьей 306 настоящего Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Из названных норм следует, что при отсутствии обязанности по исчислению, удержанию у иностранной организации и перечислению в бюджет налога российская организация, являющаяся источником выплаты дохода, не имеет возможности представить в налоговый орган сведения о суммах удержанных за соответствующий период налогов ввиду отсутствия таковых, и, следовательно, не может быть привлечена к налоговой ответственности за неисполнение обязанности по представлению такой информации.

На Общество в спорном периоде в силу положений статей 309 Кодекса не возлагалось обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с доходов, выплачиваемых АНТК им. О.К.Антонова, и, соответственно, у него отсутствует обязанность по представлению сведений, указанных в пункте 4 статьи 310 Кодекса. В связи с чем, у инспекции не было оснований для привлечения заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Кодекса.

Доводы ответчика со ссылкой на постановление мирового судьи не состоятельны, поскольку согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.2007 N 13988/06 для арбитражного суда не обязательна правовая оценка обстоятельств, установленных мировым судом, а также судов общей юрисдикции по административным делам.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2007 N 11974/06 указано, что арбитражный суд не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм.

Суд обоснованно признал несостоятельной ссылку налогового органа на
приказы МНС России, поскольку указанные документы в силу положений статьи 1 и пункта 2 статьи 4 Кодекса не являются обязательными для применения налогоплательщиком.

При таких обстоятельствах коллегия судебный акт находит законным и обоснованным.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07.11.2008 по делу N А72-5266/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.