Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 12.03.2009 по делу N А55-9366/2008 Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 марта 2009 г. по делу N А55-9366/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью “Экогеопром“, г. Тольятти Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 октября 2008 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2008 года

по делу N А55-9366/2008

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Экогеопром“ о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов по Самарской области от 09.08.2007,

третье лицо - Общество с ограниченной ответственностью “Технотрейд“, г. Самара,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Экогеопром“ (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области (далее - Министерство) от 09.08.2007 о досрочном прекращении права пользования недрами.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.

В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судебные инстанции, установив фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применили нормы материального права. Общество считает, что суды не применили, подлежащий применению к рассматриваемым правоотношениям пункт 5.3.10 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, в соответствии с которым именно данное агентство, как правопреемник органа, выдавшего лицензию, а не Министерство, полномочно принимать решение о досрочном прекращении права пользования участками недр.

Кроме того, Общество в своей жалобе указывает на то, что полномочия о досрочном прекращении права пользования участками недр Министерство получило лишь с 26.09.2007 - с момента утверждения Правительством Самарской области Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области, то есть после даты вынесения Министерством оспариваемого решения.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 11 часов 15 минут 12 марта 2009 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав в судебном заседании представителей участвующих лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, 25.08.2003 заявителю Главным Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Самарской области выдана лицензия на право пользования недрами СМР 00860 ТЭ
с целевым назначением и видами работ - добыча песка на Зеленовском месторождении на территории г. Тольятти Самарской области со сроком окончания действия лицензии 25.08.2013. К указанной лицензии имелось соглашение об условиях недропользования, являющееся неотъемлемой частью лицензии.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области решением от 09.08.2007 досрочно прекратило право пользования недрами на месторождении “Зеленовское“, предоставленное ООО “Экогеопром“ с целью добычи строительного песка. Этим же решением предоставлено право кратковременного пользования этим участком недр с оформлением соответствующей лицензии ООО “Технотрейд“.

Основанием для досрочного прекращения принятия указанного решения послужило нарушение заявителем существенных условий лицензии, в действиях заявителя установлено систематическое нарушение установленных правил пользования недрами, заявителем не представлялась отчетность, предусмотренная законодательством Российской Федерации о недрах.

Не согласившись с решением Министерства, Общество в арбитражный суд с вышеназванным заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из доказанности материалами дела установленных законом оснований для досрочного прекращения лицензии и наличии у Министерства соответствующих полномочий.

Судебная коллегия считает выводы суда правильными.

В соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах“ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в том числе, в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (п. 2), систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами (п. 3) и непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах (п. 8).

Из дела видно, что оспариваемое решение Министерства вынесено в связи с нарушением Обществом существенных условий лицензии в соответствии с пунктами 2, 3, 8 части 2 статьи 20 Закона “О недрах“.

На
основании исследования материалов дела, судом установлено, что факт нарушения Обществом требований, установленных Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах“ подтвержден. Так, заявителем в нарушение пункта 1.2 приложения к лицензии проводилась добыча песка ниже границ предварительного горного отвода и за пределами предварительного горного отвода в плане; после разработки технического проекта, уточненные границы горного отвода недропользователем не были включены в лицензию; в нарушение пункта 3.2 приложения не был согласован технический проект разработки месторождения в соответствии с условиями Администрации г. Тольятти по рекультивации нарушенных земель в установленном порядке (срок до 01.12.2003); в нарушение пункта 5.4 приложения не выполнено требование о предоставлении в установленный срок годового отчетного Баланса запасов песка по форме государственного федерального статистического наблюдения N 5-гр.

С учетом установленных фактических обстоятельств, оцененных судом как существенные нарушения условий лицензирования, судом сделан правильный вывод о наличии законных оснований для досрочного прекращения лицензии.

Доводы общества об отсутствии у Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области соответствующих полномочий правомерно отклонены судами обеих инстанций.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации “О недрах“ в части разграничения предметов ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования. Согласно статье 16 Закона Российской Федерации “О недрах“ (в редакции от 22.08.2004) оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют распоряжение участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, используемыми для целей строительства
и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293 “Об утверждении положения о Федеральном агентстве по недропользованию“ агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. Пунктом 5.3.10 Положения к полномочиям агентства отнесено принятие решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.

Таким образом, агентство обладает полномочиями по распоряжению участками недр, за исключением участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, как это имело место в рассматриваемом случае.

Полномочия Министерства по досрочному прекращению права пользования недрами определены как федеральными нормативными актами, так и нормативными актами субъекта Федерации, а именно, приведенными положениями Закона о недрах, Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.2992 N 3314-1, Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области, утвержденного постановлением Губернатора Самарской области от 20.09.2004 N 289, Положением о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2007 N 30. В соответствии с пунктом 2.2 последнего к числу полномочий Министерства относится принятие решений по досрочному прекращению, приостановлению или ограничению права пользования участками недр по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Следовательно, судебными инстанциями сделан правильный вывод, что Министерству в соответствии с федеральным законодательством, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Самарской области, предоставлены полномочия по выдаче лицензии и по
досрочному прекращению права пользования недрами.

В связи с этим суды обоснованно признали оспариваемое решение о досрочном прекращении права пользования недрами на месторождении Зеленовское, предоставленное ООО “Экогеопром“ с целью добычи строительного песка, вынесенное Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области, законным.

Доводы кассационной жалобы повторяют доводы Общества, заявленные в судах первой и апелляционной инстанций, были надлежащим образом исследованы и оценены судами.

Других доводов, которые могли бы опровергнуть выводы судов, в кассационной жалобе не содержится.

Оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как судебные инстанции правильно применили нормы права и их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 01 октября 2008 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2008 года по делу N А55-9366/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.