Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 11.03.2009 по делу N А72-4688/2008 В удовлетворении заявления о признании незаконным отказа в продаже в собственность земельного участка отказано правомерно, поскольку спорный участок фактически переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов, в связи с чем порядок и условия приватизации земельного участка, установленные ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“, к спорному земельному участку не применимы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 марта 2009 г. по делу N А72-4688/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Ульяновское“ по племенной работе“, г. Ульяновск,

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.10.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2008

по делу N А72-4688/2008

по заявлению открытого акционерного общества “Ульяновское“ по племенной работе“, г. Ульяновск, к Министерству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск, третьи лица: Администрация (мэрия) города Ульяновска, Комитет архитектура и градостроительства мэрии города Ульяновска, г. Ульяновск, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Ульяновской области, г. Ульяновск, Управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской
области, г. Ульяновск, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области, г. Ульяновск, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании незаконным отказа,

установил:

открытое акционерное общество “Ульяновское“ по племенной работе“ (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министерству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - Министерство) о признании незаконным отказа Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в продаже в собственность земельного участка по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, Госплемобъединение, ул. Ипподромная, 13, изложенного в письме N 05/2-2660 от 24.04.2008.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.10.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2008 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.10.2008 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт, полагая что судами неправильно применены нормы материального права.

Проверив законность обжалованных судебных актов в порядке, установленном статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывы на нее, исследовав материалы дела и заслушав представителя Общества, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии со свидетельством от 10.03.1993 N 3374 ПО “Ульяновское“ по племенной работе“ (правопреемником которого является заявитель) на праве бессрочного пользования постановлением главы администрации Ульяновского района от 26.01.1993 N 46 предоставлен земельный участок для сельскохозяйственного производства 10 га в Ульяновском районе Ульяновской области.

Участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым N 73:19:082801:3 с указанием категории земель - земли сельскохозяйственного
назначения.

7 марта 2008 года Общество обратилось в Министерство с заявлением о приобретении указанного земельного участка в собственность на условиях, определенных п. 7 ст. 10 ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“.

Решением Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 24.04.2008 N 05/2-2660 Обществу было отказано в удовлетворении заявления в связи с тем, что спорный земельный участок вошел в границы населенного пункта г. Ульяновск, в связи с чем является землями населенных пунктов, поэтому ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ не применим. Дополнительно заявителю было сообщено, что спорный земельный участок находится в месте расположения проектируемой трассы “Волжский транзит“, который вошел в целевую Федеральную программу “Дороги России 2010 - 2015 годы“.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции установил, что с принятием Закона Ульяновской области “О муниципальных образованиях Ульяновской области“ от 13.07.2004 и составлением соответствующего акта приема-передачи земель спорный земельный участок фактически переведен из земель сельскохозяйственного назначения Ульяновского района в категорию земель населенных пунктов (г. Ульяновск), в связи с чем порядок и условия приватизации земельного участка, установленные ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“, к спорному земельному участку на дату обращения заявителя с соответствующим заявлением (07.03.2008) и дату принятия оспариваемого решения не применимы, в связи с чем оспариваемое решение основано на законодательстве и основания для удовлетворения заявленного требования отсутствуют.

На основании пояснений Министерства транспорта и дорожного хозяйства Ульяновской области, суд первой инстанции установил, что к спорному земельному участку прилегает участок автомобильной дороги общего пользования регионального значения “Казань-Ульяновск“ - “Ульяновск-Самара“. Данный участок дороги включен в проект “Волжский транзит“, который является составной частью Федеральной целевой программы “Дороги
России 2010 - 2011 гг.“. и которым планируется реконструкция дороги (расширение дороги с доведением до 4 полос движения) со строительством обслуживающих комплексов (в том числе в связи со строительством нового моста через р. Волга).

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии со ст. ст. 11 - 13 указанного Закона. Аналогичная норма содержится в главе 12 “Переходные положения“ Федерального закона N 131-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 85 Закона в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов РФ до 01 марта 2005 года устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.

Согласно ч. 3 статьи 85 Закона при утверждении границ муниципальных образований во исполнение требований пункта 1 части 1 настоящей статьи допускается утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания.

В случае если границы муниципальных образований не утверждены органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, границы муниципальных образований утверждаются до 31 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Пункт 1 ч. 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Частью
3 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую“ установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случае установления и изменения черты поселений.

Статьей 8 названного закона предусмотрено, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Согласно ч. 5 ст. 14 ФЗ N 172-ФЗ земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Согласно ч. 3 ст. 15 указанного Закона до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям населенных пунктов, границы которых установлены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (05.01.2005), осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков.

При таких данных суды правомерно установили, что с принятием Закона Ульяновской области “О муниципальных образованиях Ульяновской области“ от 13.07.2004 с составлением соответствующего акта приема-передачи земель спорный земельный участок фактически переведен из земель сельскохозяйственного назначения Ульяновского района в категорию земель населенных пунктов (г. Ульяновск), в связи с чем порядок
и условия приватизации земельного участка, установленные ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“, к спорному земельному участку на дату обращения заявителя с соответствующим заявлением и дату принятия оспариваемого решения не применимы, в связи с чем основания для удовлетворения заявленного требования отсутствуют.

Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо в суде кассационной инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 1 октября 2008 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2008 года по делу N А72-4688/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.