Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 11.03.2009 по делу N А65-4551/2008 Дело по заявлению о признании незаконным уведомления об изменении бюджетных ассигнований передано на новое рассмотрение, поскольку, давая оценку уведомлению, суд фактически рассматривал правомерность действий уполномоченных органов по сокращению лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями, однако заявителем действия финансового органа не оспаривались в соответствии с п. 3 ст. 284.1 Бюджетного кодекса РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 марта 2009 г. по делу N А65-4551/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального учреждения “Финансовое управление исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани“

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.10.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2009

по делу N А65-4551/2008

по заявлению муниципального учреждения “Управление капитального ремонта г. Казани“ к муниципальному учреждению “Финансовое управление исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани“, третьи лица - Министерство финансов Республики Татарстан, Контрольно-счетная палата г. Казани, о признании незаконным уведомления об изменении бюджетных ассигнований,

установил:

муниципальное учреждение “Управление капитального ремонта города Казани“ обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан к
Муниципальному учреждению “Финансовое управление Исполнительного комитета Муниципального образования города Казани“, при участии заинтересованных лиц - 1. Министерства финансов Республики Татарстан, 2. Контрольно-счетной палаты г. Казани, о признании незаконным уведомления об изменении бюджетных ассигнований N ЗЭ70/Г от 18.02.2008.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.10.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2009 заявление удовлетворено. Признано незаконным уведомление об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований N 3Э 70/Г от 18.02.2008 как не соответствующее действующему законодательству Российской Федерации, суд обязал Муниципальное учреждение “Финансовое управление Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани“ устранить допущенные нарушения прав муниципального учреждения “Управление капитального ремонта города Казани“.

В кассационной жалобе Исполнительный комитет Муниципального образования города Казани просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме.

Заявитель кассационной жалобы указывает, что при вынесении решения судом первой инстанции и постановления судом апелляционной инстанции были нарушены нормы материального и процессуального права: статьей 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к нарушителям бюджетного законодательства может быть применена такая мера, как блокировка расходов (статья 231 Бюджетного кодекса Российской Федерации), поэтому МУ “Финансовое управление города Казани“ было осуществлено сокращение бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями (блокировка расходов бюджета). При осуществлении блокировки расходов МУ “Финансовое управление города Казани“ была использована форма уведомления об изменении бюджетных ассигнований, которая утверждена Приказом Министерства Финансов Российской Федерации; в заявлении указано о несоответствии закону акта проверки Контрольно-счетной палаты города Казани, однако просили признать незаконным уведомление об изменении бюджетных ассигнований.

В отзыве на кассационную жалобу МУ “Управление капитального ремонта г. Казани“ просит судебные акты оставить без изменения,
кассационную жалобу без удовлетворения.

МУ “Финансовое управление города Казани“ поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.

Представитель МУ “Управление капитального ремонта г. Казани“ просил оставить судебные акты без изменения, жалобу без удовлетворения.

Представитель Контрольно-счетной палаты города Казани поддержал доводы кассационной жалобы.

Министерство финансов Республики Татарстан просило рассмотреть жалобу в отсутствие представителя, доводы кассационной жалобы поддержало полностью.

Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с Положением “О муниципальном финансовом контроле в городе Казани“, утвержденного решением Казанской городской Думы от 18.10.2006 N 28-12 Контрольно-счетная палата города Казани и МУ “Финансовое управление города Казани“ являются органами муниципального контроля.

Контрольно-счетная палата города Казани проводит проверки для определения и своевременности зачисления доходов в бюджет, а также законности, эффективности и целесообразности расходования средств бюджета и целевых бюджетных фондов.

По результатам проверки Контрольно-счетная палата города Казани (пункт 12 Положения) направляет представление для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного интересам города ущерба.

МУ “Финансовое управление города Казани“ на основании представления Контрольно-счетной палаты города Казани взыскивает в бесспорном порядке с лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета города бюджетные средства в размере бюджетных средств, использованных не по целевому назначению.

Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из следующего.

Статьей 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Изъятие бюджетных средств носит правовосстановительный и предупредительный характер, применяется
для того, чтобы имеющиеся средства бюджета у органа или организации, которые допустили нарушение, не были растрачены в дальнейшем. Данная мера применяется в случае наличия оснований, предусмотренных статьей 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе за нецелевое использование бюджетных средств, финансирование расходов сверх установленных лимитов.

Поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы не предусматривают такую форму изъятия бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, как уменьшение учреждению бюджетных ассигнований по статье расходов, по которой должно было осуществляться расходование средств в соответствии с их целевым назначением, применение ответчиком меры принуждения в виде уменьшения бюджетных ассигнований за нецелевое использование бюджетных средств является незаконным.

Из материалов дела следует, что Контрольно-счетная палата города Казани провела проверку исполнения смет расходов МУ “Управление капитального ремонта города Казани“ за период с 01.06.06 по 30.07.07.

Был вынесен акт проверки финансово-хозяйственной деятельности МУ “Управления капитального ремонта города Казани“ от 13.07.2007.

МУ “Управления капитального ремонта города Казани“ 19.10.2007 направлено представление N 24/01-19, в котором указано о нецелевом использовании бюджетных средств.

В соответствии с наделенными полномочиями МУ “Финансовое управление города Казани“, на основании указанного представления Контрольно-счетной палаты города Казани (статья 284.1 Бюджетного кодекса РФ), вынесено заключение о возможности произвести сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями (блокировке расходов бюджета), предусмотренных МУ “Управление капитального ремонта города Казани“. По результатам которого заявителю было направлено уведомление от 18.02.2008 N N Э/70Г об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований.

Суд, давая оценку уведомлению, фактически рассматривал действия уполномоченных органов о возможности произвести сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями.

Однако, заявителем действия финансового органа не оспаривались в соответствии с пунктом
3 статьи 284.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу вышеизложенного, суд считает возможным отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом судебном рассмотрении суду надлежит учесть вышеизложенное и с учетом уточнения заявленных требований вынести правомерный судебный акт.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.10.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2009 по делу N А65-4551/2008 отменить, дело за указанным номером направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.