Постановление ФАС Поволжского округа от 11.03.2009 по делу N А06-3891/2008 Порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ предполагает необходимость волеизъявления субъектов РФ на такую передачу, достижение договоренностей между указанными органами, не допускает принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности субъектов РФ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2009 г. по делу N А06-3891/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Астраханской области, город Астрахань,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 07.10.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2008
по делу N А06-3891/2008
по заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Астраханской области, город Астрахань, к Администрации г. Астрахани, город Астрахань, Комитету имущественных отношений г. Астрахани, город Астрахань, о понуждении передать имущество.
установил:
Министерство имущественных и земельных отношений Астраханской области обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Администрации г. Астрахани, Комитету имущественных отношений г. Астрахани о признании незаконным бездействия по обеспечению безвозмездной передачи из муниципальной собственности МО “г. Астрахань“ в государственную собственность Астраханской области муниципального имущества - нежилого помещения, расположенного по адресу г. Астрахань, ул. Яблочкова/Маркина, 22/24 и об обязании обеспечить безвозмездную передачу данного имущества из муниципальной собственности в государственную собственность Астраханской области, в том числе, направить в министерство имущественных и земельных отношений Астраханской собственности соответствующее предложение о передаче имущества.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 07.10.2008 признано незаконным бездействие Администрации города Астрахани по передаче нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Яблочкова/Маркина, 22/24 в государственную собственность Астраханской области. Суд обязал Администрацию города Астрахани и Комитет имущественных отношений г. Астрахани передать безвозмездно в государственную собственность Астраханской области - нежилое помещение по ул. Яблочкова/Маркина, 22/24.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2008 решение Арбитражного суда Астраханской области от 7.10.2008 отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель - Министерство имущественных и земельных отношений Астраханской области, просит отменить постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2008 в полном объеме. Решение Арбитражного суда Астраханской области от 7.10.2008, не направляя дело на новое рассмотрение, изменить в резолютивной части на листе 4, указав вместо слов “обязать Администрацию г. Астрахани и Комитет имущественных отношений г. Астрахани передать“ слова “обязать Администрацию г. Астрахани и Комитет имущественных отношений г. Астрахани обеспечить передачу“. В остальной части решение оставить в силе.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы и исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчиков, судебная коллегия установила следующее.
Как следует из материалов дела, 15.08.2007 Министерство имущественных и земельных отношений Астраханской области обратилось к мэру города Астрахани с письмом N П-1-1773/1, в котором на основании решения Арбитражного суда Астраханской области от 21.12.2006 по делу N А06-6440/2008-23 просило осуществить в установленном порядке соответствующую передачу в государственную собственность Астраханской области, в том числе, муниципального имущества, расположенного по ул. Яблочкова/Маркина, 22/24, литер В, пом. 052.
Письмом от 17.09.2007 N 05-25035 Комитет сообщил заявителю, что им ведется работа по подготовке необходимых документов для осуществления передачи указанных в письме N П-1-1773/1 от 15.08.2007 помещений в государственную собственность.
Однако дальнейших действий по передаче имущества Администрацией г. Астрахани и Комитетом имущественных отношений г. Астрахани произведено не было.
Считая бездействие Администрации г. Астрахани и Комитета имущественных отношений г. Астрахани по обеспечению безвозмездной передачи из муниципальной собственности МО “г. Астрахань“ в государственную собственность Астраханской области муниципального имущества - нежилого помещения, расположенного по адресу г. Астрахань, ул. Яблочкова/Маркина, 22/24 незаконным, Министерство имущественных и земельных отношений Астраханской области обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции указал, что решением Арбитражного суда Астраханской области от 21.12.2006 по делу N А06-6440/2006-23 установлено, что муниципальное имущество, расположенное по ул. Яблочкова/Маркина, 22/24, литер В, пом. 052, приватизации не подлежит и должно быть безвозмездно передано в государственную собственность Астраханской области. Процесс же передачи имущества затягивался по вине Комитета, поскольку сама работа по подготовке соответствующих документов им осуществлялась, на что было указано в письме от 17.09.2007.
Апелляционная инстанция, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходила из того, что указанный вывод судом первой инстанции по делу N А06-6440/2006-23 был сделан на основании норм Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 “О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.
При этом судом первой инстанции не было учтено, что названным законом предусмотрен порядок передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации в случае, когда имущество подлежит такой передаче.
Выводы суда апелляционной инстанции судебная коллегия находит правильными.
Согласно п. 3 ч. 8 ст. 85 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ органы местного самоуправления до 1 января 2008 года обеспечивают безвозмездную передачу в собственность субъекта Российской Федерации имущество, предназначенное для осуществления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий между органами местного самоуправления и государственными органами.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.
Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Конституционный Суд Российской Федерации в п. 3.4. Постановления от 30.06.2006 N 8-П разъяснил, что передача имущества предполагает собой порядок безвозмездной передачи в государственную собственность субъекта Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, предполагает необходимость волеизъявления муниципального органа на такую передачу и не допускает принудительное отчуждение имущества.
Данный порядок предусматривает направление органами местного самоуправления уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, предложения о передаче имущества.
Такое предложение органом местного самоуправления Министерству имущественных и земельных отношений Астраханской области не направлялось. Письмо Комитета имущественных отношений г. Астрахани от 17.09.2007 таким предложением не является.
Исходя из этого, суд апелляционной инстанции правомерно установил, что отсутствие волеизъявления на передачу спорного имущества в собственность субъекта Российской Федерации - Астраханской области не может служить основанием для признания бездействия Администрации незаконным и не соответствующим пп. 3 п. 8 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, и обязании передать данное имущество в собственность субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалованного постановления. Выводы суда апелляционной инстанции основаны на нормах действующего законодательства.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судом апелляционной инстанции, что недопустимо в суде кассационной инстанции.
Требования в кассационной жалобе относительно изменения решения Арбитражного суда Астраханской области от 7.10.2008 в резолютивной части подлежат отклонению, т.к. постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2008 решение суда отменено, по делу принят новый судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2008 года по делу N А06-3891/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.