Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 10.03.2009 по делу N А72-6307/2007 Заявление о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность заявителю земельного участка, находящегося под принадлежащими заявителю объектами недвижимости и необходимого для их использования, удовлетворено, поскольку при обращении в исполнительный орган государственной власти за предоставлением в собственность данного участка заявителем были выполнены требования нормативно-правовых актов, кроме того, заявитель представил материалы установления границ земельного участка.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 марта 2009 г. по делу N А72-6307/2007

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области, город Ульяновск,

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.09.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2008

по делу N А72-6307/07,

по заявлению открытого акционерного общества “Институт“, город Ульяновск, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области, город Ульяновск, третьи лица: Государственное образовательное учреждение Ульяновский государственный университет, город Ульяновск, Мэрия г. Ульяновска, город Ульяновск, индивидуального предпринимателя Малышев Д.А., город Ульяновск, общество с ограниченной ответственностью “Ульяновск
Печать Плюс“, город Ульяновск, общество с ограниченной ответственностью “Фирма “Надежда и Ко“, город Ульяновск, Областной дом народного творчества и досуга, город Ульяновск, СУ-74 АО “Треста N 5“, город Ульяновск, Городской центр развития и досуга детей им. А.Матросова, город Ульяновск, Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска, город Ульяновск, Комитет по управлению земельными ресурсами и землеустройству мэрии г. Ульяновска, город Ульяновск, Управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области, город Ульяновск, о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,

установил:

в Арбитражный суд Ульяновской области обратилось открытое акционерное общество “Институт“ (далее - заявитель, общество) с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области о признании незаконным отказа ТУ ФАУФИ по Ульяновской области в предоставлении в собственность ОАО “Институт“ земельного участка по адресу: г. Ульяновск, ул. К.Либкнехта, 19А, изложенного в письме от 13.09.2007 г. N 4125, и об обязании ТУ ФАУФИ по Ульяновской области принять решение о предоставлении в собственность на основании договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. К.Либкнехта, 19А.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 06 декабря 2007 г. заявленные требования удовлетворены.

Постановлением арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2008 г. решение изменено. В резолютивной части указано: признать недействительным изложенный в письме от 13 сентября 2007 г. N 4125 отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области в предоставлении в собственность открытого акционерного общества “Институт“ земельного участка, находящегося по адресу: г. Ульяновск, ул. К.Либкнехта, 19А; Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области в месячный срок устранить допущенные нарушения; в
остальной части решение суда оставить без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01 июля 2008 г. решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06 декабря 2007 г. и Постановление арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2008 г. по делу N А72-6307/2007 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 03 сентября 2008 г. заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным изложенный в письме от 13 сентября 2007 г. N 4125 отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области в предоставлении в собственность открытого акционерного общества “Институт“ земельного участка, находящегося по адресу: г. Ульяновск, ул. К.Либкнехта, 19А; обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области в соответствии с п. 4 ст. 201 Арбитражно-процессуального кодекса РФ (далее по тексту АПК РФ) в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов открытого акционерного общества “Институт“ в течение месяца после вступления в законную силу принять решение о предоставлении в собственность заявителя земельного участка под объектами недвижимости, находящегося по адресу, г. Ульяновск, ул. К.Либкнехта, 19А с выделением его из состава земельного участка с кадастровым номером 73:24:041808:0013 в порядке и с совершением процедур, предусмотренных п. п. 7, 8 ст. 36 Земельного кодекса РФ, п. 2 ст. 19 Закона “О государственном земельном кадастре“.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2008 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.09.2008 оставлено без изменений, а апелляционная жалоба без удовлетворения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области обратилось в Федеральный
арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые акты, в удовлетворении заявленных ОАО “Институт“ требований отказать в полном объеме. По мнению заявителя жалобы, действующее земельное законодательство наделяет правом на обращение за изготовлением кадастрового плана, и соответственно, проведению всех предшествующих кадастровому учету мероприятий за счет собственных средств только заявителя; судом необоснованно по заявленному требованию возложена обязанность по образованию новых объектов землеустройства именно на Территориальное управление; земельным участком, подлежащим предоставлению заявителю в собственность, может быть лишь сформированный земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, границы которого соответствуют материалам межевания, а сведения об объектах недвижимости, находящиеся на нем внесены в соответствующий раздел (КВ. 3) кадастрового паспорта. Испрашиваемый земельный участок не сформирован, на кадастровый учет не поставлен.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе.

Остальные участвующие в деле лица о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, представителей в судебное заседание не направили что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.

По делу в соответствии со ст. 163 АПК РФ был объявлен перерыв с 05.03.03.2009 г. до 09.30 час. 10.03.2009 г.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и норм процессуального права, суд кассационная инстанция приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением мэра г. Ульяновска N 3099 от 26.10.1999 г. УлГУ был передан в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 5996,4 кв. м для строительства поликлиники по ул. К.Либкнехта в
Ленинском районе. У заявителя имеется кадастровый план этого земельного участка N 24/02-с-1 908 от 01.06.2002 г., которому присвоен кадастровый номер 73:24:041808:0013. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13 января 2000 г. было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ГОУ ВПО УлГУ на земельный участок площадью 5996.4 кв. м: имеется справка УОГУП БТИ N 12 от 18 июля 2002 г., содержащая сведения о незавершенном строительстве строения по адресу: г. Ульяновск, ул. К.Либкнехта, 19А. На основании постановления главы г. Ульяновска N 1411 от 18 июля 2005 г. УлГУ осуществило реконструкцию незавершенного строительством здания поликлиники под торгово-офисный центр с помещениями для диагностического центра. В дальнейшем объект был принят в эксплуатацию согласно акта государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 17 мая 2006 г. и постановлению N 1573 от 25 мая 2006 т. Право собственности на здание, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. К.Либкнехта, 19А, было зарегистрировано за ОАО “Институт“. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 31 июля 2006 г. ОАО “Институт“ является собственником торгового центра по адресу: г. Ульяновск, ул. К.Либкнехта, 19А.

Затем здание было разделено на 4 объекта - помещения, в связи с чем Управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области выданы свидетельства о государственной регистрации права от 25.12.2006 г. ГОУ ВПО своим письмом N 1613/02-01 от 09 июня 2006 г. просило ответчика исключить из реестра федерального имущества объект по адресу: г. Ульяновск, ул. К.Либкнехта, 19А, ЗАО “Институт“, также поставило ТУ ФАУФИ в известность о своем праве на объект по указанному адресу в письме от 09 августа 2006
г. N 107. Здание по адресу: г. Ульяновск, ул. К.Либкнехта, 19А, расположено на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права от 07 ноября 2006 г.

Согласно письму N 2210/02-01 от 11.08.2006 г., адресованному на имя главы муниципального образования “город Ульяновск“ Ермакова С.Н., ГОУ ВПС УлГУ отказалось от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, занятый вышеуказанным зданием.

Рособразование письмом N 6795/16-02-14 от 06 июня 2007 г. также отказалось от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок по адресу: г. Ульяновск, ул. К.Либкнехта, 19А.

ОАО “Институт“ письмом N 208 от 28 августа 2007 г. обратилось к ТУ Росимущества с заявкой на выкуп земельного участка площадью 5996,4 кв. м, кадастровый номер 73:24:041808:13, на котором расположен объект недвижимости - здание торгово-офисного центра с помещениями для диагностического центра, принадлежащее заявителю на праве собственности. 06 сентября 2007 г. было подано дополнительное заявление к заявку с приложением имеющихся дополнительных материалов установления границ (документы межевания и проект границ) об изготовлении кадастрового плана и утверждении проекта границ.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций исходили из того, что наличие в границах испрашиваемого земельного участка земель общего пользования порождает обязанность ответчика, предусмотренную п. п. 7, 8 ст. 36 Земельного кодекса РФ по образованию новых объектов землеустройства (выделить из земельного участка с кадастровым номером 73:24:041808:13 земельный участок с землями общего пользования), определению и утверждению проектов их границ, принятию решения о предоставлении земельного участка, не занятого землями общего пользования, заявителю, но не отказ в предоставлении земельного участка ОАО “Институт“.

Данные выводы судов следует признать правомерными исходя
из следующего.

Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решений органов исполнительной власти, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компенсации в соответствии со ст. 9 Земельного кодекса РФ.

Согласно п. 5.3 Положения о федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 691 от 27 ноября 2004 г., далее по тексту Положение, Росимущество осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“ рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти является обязательным.

В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти незаконным суд, в соответствии с вышеуказанным Постановлением Пленума ВАС РФ, обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный законом срок собственнику недвижимости. Согласно п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ, исполнительный орган государственной власти, предусмотренный ст. 29 Земельного кодекса РФ, в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный принимает решение о предоставлении земельного участка, готовит проект договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют юридические лица - собственники зданий.

Согласно ст. 273 Гражданского кодекса РФ, п. п. 1,
2 ст. 35 Земельного кодекса РФ, при переходе права собственности на здание находящееся на чужом земельном к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей земельного участка, занятой зданием и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Площадь части этого участка, занятой зданием и необходимой для их использования, определяется п. 3 ст. 33 Земельного кодекса РФ.

Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления по обращению предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса РФ исполнительного органа государственной власти на основании дежурной карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект границ.

При этом границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельных участков.

Согласно п. 8 ст. 36 Земельного кодекса РФ, исполнительный орган государственной власти, предусмотренный ст. 29 Земельного кодекса РФ, в двухнедельный срок со дня представления границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка и направляет заявителю копию решения с приложением проекта границ земельного участка.

Согласно п. 2 ст. 19 Закона “О государственном земельном кадастре“, для проведения государственного кадастрового учета земельного участка орган государственной власти, заинтересованный правообладатель или уполномоченное правообладателем земельного участка лицо подают в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки,
правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельного участка.

Как установлено судами, изложенные требования нормативно-правовых актов обществом при обращении к территориальному управлению с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка были выполнены.

Более того, в дополнительной заявке от 06 сентября 2007 г. заявитель предоставил ответчику материалы установления границ земельного участка по результатам землеустроительных мероприятий, проведенных ООО “Геодезист“, в том числе план части территории Ленинского района с указанием границ землепользования по ул. К.Либкнехта, 19А, под размещением торгово-офисного центра с помещениями для диагностического центра, в котором нанесена красная линия, а также указано, что фактическое землепользование составляет 5219,24 кв. м, имеется подпись начальника геодезической службы г. Ульяновска и архитектора Ленинского района.

Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно признал незаконным отказ Территориального управления в предоставлении обществу земельного участка в собственность и обязал последнего совершить предусмотренные законом действия, которые в конечном итоге должны привести к формированию земельного участка, находящегося под принадлежащими Обществу объектами недвижимости и необходимого для их использования.

Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены окружным судом в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности. Возражения заявителя направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных предыдущими судебными инстанциями, которые не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Каких-либо оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления, являющихся законными и обоснованными, не имеется.

Нарушений либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 286,
п. 1 ч. 1 ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.09.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2008 по делу N А72-6307/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.