Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 10.03.2009 по делу N А65-14188/2008 Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ не предусмотрена обязанность регистрирующего органа проверять достоверность сведений, указанных в заявлении юридического лица о государственной регистрации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 марта 2009 г. по делу N А65-14188/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, город Альметьевск, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.10.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.12.2008 по делу N А65-14188/2008, по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Спецсвязьэлектромонтаж“, город Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, город Альметьевск, о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации от 29.04.2008,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Спецсвязьэлектромонтаж“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан
с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Республике Татарстан (далее - инспекция) от 29.04.2008 об отказе обществу в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.10.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.12.2008, заявление удовлетворено, решение инспекции от 29.04.2008 признано незаконным.

Инспекция, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, ссылаясь в обоснование жалобы на неправильное применение судом норм материального права.

По мнению заявителя жалобы, судом не принято во внимание то обстоятельство, что документы представленные обществом, не отвечают требованиям законности и достоверности содержащихся там сведений, на основании чего инспекцией принято обоснованное решение об отказе в государственной регистрации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания жалобы извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили, отзывов на жалобу в суд не поступало.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, общество 23.04.2008 обратилось в инспекцию с заявлением о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме Р13001.

Решением от 29.04.2008 инспекция отказала заявителю в регистрации изменений в сведениях об обществе, связанных с внесением изменений в учредительные документы. Причиной отказа послужило то основание, что обществом не были представлены Устав и заявление о государственной регистрации юридического лица при создании, так как данные документы содержат недостоверные сведения в отношении адреса места нахождения юридического лица, что
не соответствует требованиям пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - федеральный закон).

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) к устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономическое деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта,
решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Вероятно, имеется в виду: “...Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ...“.

На основании содержания пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 08.0.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, суды двух инстанций пришли к правильному выводу, что законом не предусмотрена обязанность регистрирующего органа, проверять достоверность сведений, указанных в заявлении о государственной регистрации.

Также судами двух инстанций дана правильная оценка действиям налогового органа по отказу в регистрации вышеперечисленных изменений в учредительные документы общества.

В кассационной жалобе не приведено утверждений, которым судом первой и апелляционной инстанций не дано верной правовой оценки.

Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.10.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.12.2008 по делу N А65-14188/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.