Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 10.03.2009 по делу N А12-9008/2008 Пунктом 14 статьи 3 ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ установлено, что с 1 января 2010 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 марта 2009 г. по делу N А12-9008/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета земельных ресурсов администрации г. Волгограда, г. Волгоград,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.07.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008 по делу N А12-9008/2008,

по заявлению закрытого акционерного общества “Магистр“, г. Волгоград, к администрации г. Волгограда, г. Волгоград, Комитету земельных ресурсов администрации г. Волгограда, г. Волгоград,

о признании незаконными действий, обязании согласовать землеустроительные дела, продлить срок действия постановления от 22.07.2005 г. N 1319,

третье лицо: Комитет по градостроительству и архитектуре администрации г. Волгограда

установил:

закрытое акционерное общество “Магистр“ (далее -
ЗАО “Магистр“, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными действий администрации Волгограда об отказе в согласовании землеустроительных дел по межеванию земельных участков; понуждении Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - Комитет) согласовать землеустроительное дело по межеванию земельных участков N 2-56-158, N 2-56-159; обязании администрации Волгограда продлить срок действия постановления администрации Волгограда от 22.07.2005 N 1319.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявитель уточнил требования: просил суд признать незаконными действия Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда об отказе в согласовании землеустроительных дел по межеванию земельных участков N 2-56-158, N 2-56-159, выразившиеся в вынесении решения “Об отказе в согласовании землеустроительных дел по межеванию земельных участков“ от 15.05.2008 N 6604; понудить его согласовать землеустроительные дела по межеванию земельных участков N 2-56-158, N 2-56-159; признать незаконным отказ в продлении срока действия постановления от 22.07.2005 N 1319 о предварительном согласовании места размещения станции технического обслуживания автомобилей; обязать администрацию Волгограда продлить срок действия постановления администрации Волгограда от 22.07.2005 N 1319 на один календарный год.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.07.2008 требования заявителя удовлетворены: признаны незаконными действия Администрации г. Волгограда в лице Комитета земельных ресурсов администрации г. Волгограда об отказе в согласовании землеустроительных дел по межеванию земельных участков учетный номер 2-56-158, 2-56-159, выразившиеся в решении “Об отказе в согласовании землеустроительных дел по межеванию земельных участков“ от 15.05.2008 г. N 6604. На администрацию г. Волгограда в
лице Комитета земельных ресурсов администрации г. Волгограда возложена обязанность согласовать землеустроительные дела по межеванию земельных участков N 2-56-158, 2-56-159; признан незаконным отказ Администрации г. Волгограда в лице Комитета земельных ресурсов администрации г. Волгограда N 6430 от 13.05.2008 г. в продлении срока действия постановления N 1319 от 22.07.2005 г. о предварительном согласовании места размещения станции технического обслуживания автомобилей ЗАО “Магистр“. На Администрацию г. Волгограда возложена обязанность продлить срок действия постановления администрации г. Волгограда N 1319 от 22.07.2005. на один календарный год.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.07.2008 оставлено без изменения.

Комитет земельных ресурсов Администрации г. Волгограда, не согласившись с решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.07.2008 и постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008 по настоящему делу, обжаловал их в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, просил судебные акты отменить, кассационную жалобу удовлетворить, в удовлетворении заявления отказать.

Заявитель указал в кассационной жалобе на неправильное применение положений Земельного кодекса РФ.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность решения Арбитражного суда Волгоградской области от 30.07.2008 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008. на основании статьи 286 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, считает обжалуемые судебные акты законными и не подлежащими отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в целях расширения границ владения своего земельного участка для осуществления хозяйственной деятельности ЗАО “Магистр“ обратилось в администрацию Краснооктябрьского района г. Волгограда по вопросу согласования расширения территории авторынка в промышленной зоне Вишневая балка в Краснооктябрьском районе г. Волгограда.

11 августа 2004 года
Комиссия по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда, рассмотрев вопрос о возможности размещения станции технического обслуживания автомобилей в промышленной зоне Вишневая балка в Краснооктябрьском районе, приняла положительное решение при условии корректировки границ участка, о чем уведомила заявителя письмом N 1088

Постановление администрации Волгограда от 22.07.2005 г. N 1319 “О предварительном согласовании места размещения станции технического обслуживания легковых автомобилей закрытому акционерному обществу “Магистр“ последнему предварительно согласовано место размещения станции технического обслуживания легковых автомобилей на земельных участках N 2-56-158, N 2-56-159 площадью 2 928 кв. м и 1 094 кв. м. соответственно, расположенных в промышленной зоне “Вишневая Балка“ Краснооктябрьского района Волгограда сроком на три года.

В соответствии с п. 3.2 указанного постановления заявитель заказал в ООО “Южное региональное агентство землеустроительных услуг“ комплекс работ по землеустройству с целью установления на местности границ земельных участков указанных выше и постановки их на кадастровый учет.

По итогам землеустроительных работ было сформировано землеустроительное дело на межевание земельных участков и в установленном порядке подано на согласование в Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда.

Письмом от 25.07.2007 г. N 16783 Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда отказал в согласовании землеустроительного дела, сославшись на то, что данные участки расположенные на землях общего пользования, а также - на данную территорию не разрабатывались проект планировки и межевания территории.

13 мая 2008 года Комитет письмом N 6430 отказал ЗАО “Магистр“ в продлении срока действия постановления о предварительном согласовании места размещения объекта по причине того, что действующим законодательством такое продление не предусмотрено.

Не согласившись с указанными постановлениями, заявитель обжаловал их в судебном порядке, прося при этом суд обязать Комитет согласовать землеустроительные дела
по межеванию земельных участков N 2-56-158, N 2-56-159, а также обязать администрацию Волгограда продлить срок действия постановления от 22.07.2005 N 1319 на один календарный год.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции и апелляционный суд исходили из того, что администрацией не соблюдены требования закона при принятии оспариваемых постановлений.

В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию земельного участка;

3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1, 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка, в котором должно быть указано назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера участка, а также испрашиваемое право на земельный участок.

Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе сведений государственного земельного кадастра с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующих территорий, а также проведения процедур согласования с соответствующими органами в случаях, предусмотренных законом. При этом должны приниматься во внимание обеспеченность таких земельных участков объектами инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и техническими условиями подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Земельного
кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проекта границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

В силу пунктов 2, 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.

Согласно пункту 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

В целях обеспечения перехода к конкурентным процедурам предоставления прав на земельные участки для строительства пунктом 14 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ установлено, что с 01 января 2010 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для
строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется.

Реализация указанной нормы будет обеспечиваться частью 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вступающей в силу с 01 января 2010 года и запрещающей выдачу разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции и апелляционный суд сделали правильный вывод о том, что Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, несмотря на отсутствие правил землепользования и застройки, обязан до 01 января 2010 года согласовывать лицам, имеющим предварительное согласование мест размещения недвижимых объектов, землеустроительные дела по межеванию земельных участков в целях дальнейшего оформления на них права аренды.

Следовательно, администрация Волгограда необоснованно отказала заявителю в утверждении землеустроительных дел и продлении срока действия постановления о предварительном согласовании места размещения объекта, поскольку у ЗАО “Магистр“ имеется предварительное согласование места размещения автомойки.

В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обоснованно принял решение о признании их незаконными и обязал администрацию совершить действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Таким образом, коллегия считает обжалуемые судебные акты законными и не подлежащими отмене.

Доводы кассационной жалобы фактически повторяют доводы апелляционной жалобы, которым апелляционным судом дана надлежащая оценка.

Выводы апелляционного суда не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.07.2008 и
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008 по делу N А12-9008/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Приостановление исполнения решения Арбитражного суда Волгоградской области от 30.07.2008 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008 по делу N А12-9008/2008, принятое определением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.02.2009, отменить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.