Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 06.03.2009 по делу N А55-4885/2008 Дело по иску о взыскании убытков, вызванных перевозкой льготников по единому социальному проездному билету, направлено на новое рассмотрение, в ходе которого суду необходимо привлечь в качестве второго ответчика Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ, установить, обеспечена ли реализация льгот органами государственной власти РФ, какую часть ущерба должен возместить истцу субъект РФ, установивший льготы Ф.И.О. перечислялись ли истцу достаточные средства на указанные цели.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 марта 2009 г. по делу N А55-4885/2008

(извлечение)

Резолютивная часть объявлена 27 февраля 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара,

на решение от 03 октября 2008 г. Арбитражного суда Самарской области и постановление от 09 декабря 2008 г. Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А55-4885/2008

по исковому заявлению муниципального предприятия “Тольяттинское троллейбусное управление“, г. Тольятти Самарской области, к Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц -
мэрии города Тольятти, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, о взыскании 21 607 091 руб. 10 коп.,

установил:

муниципальное предприятие “Тольяттинское троллейбусное управление“ (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании с субъекта Российской Федерации - Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области (далее - ответчик) за счет средств казны Самарской области 21 607 091 руб. 10 коп. в возмещение ущерба, вызванного перевозкой льготников по единому социальному проездному билету, стоимость которого установлена постановлением правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 “Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан“.

Определением арбитражного суда от 01.07.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Министерство финансов Российской Федерации и мэрия г. Тольятти.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.10.2008 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Взыскано с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области за счет казны Самарской области в пользу муниципального предприятия “Тольяттинское троллейбусное управление“ (далее - МП “ТТУ“) 21 607 091 руб. 10 коп. убытков.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2008 решение Арбитражного суда Самарской области от 03.10.2008 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Министерство управления финансами Самарской области просит об отмене судебных актов и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права.

При рассмотрении данного дела судом кассационной инстанции в судебном заседании от 24 февраля 2009 г. объявлялся перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, до
11 часов 00 минут 27 февраля 2009 г.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции находит судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, и это установлено судом, что МП “ТТУ“ осуществляет перевозку пассажиров г. Тольятти транспортом общего пользования - троллейбусами по городским маршрутам в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по льготным проездным билетам, установленными для муниципальных транспортных предприятий города Тольятти.

С принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ произведена замена натуральных льгот денежными компенсациями.

Истец, предъявляя к взысканию убытки, в обоснование исковых требований ссылается на Постановление Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 “Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан“, согласно которому с 01.03.2005 стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области установлена в размере, не превышающем 210 руб. 00 коп. для:

лиц, указанных в пункте 3 статьи 14, в пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“, за исключением граждан, указанных в пункте 2 настоящего постановления;

лиц, указанных в пункте 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.1995
N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“;

лиц, указанных в части 2 статьи 16, в части 2 статьи 25, в подпунктах 1 - 10 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“;

лиц, указанных в статьях 2 - 7, 12 Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча“;

лиц, указанных в абзацах 1 - 3 пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 “О распространении действия Закона РСФСР “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ на граждан из подразделений особого риска“;

лиц, указанных в пунктах 1 - 2 статьи 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне“;

лиц, указанных в пункте 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“;

лиц, указанных в статье 1 Закона Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД “О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц,
признанных пострадавшими от политических репрессий“;

лиц, награжденных знаком “Почетный донор России“ и “Почетный донор СССР“ в соответствии с Федеральным законом от 09.06.1993 N 5142-1 “О донорстве крови и ее компонентов“;

лиц, получающих пенсию и не отнесенных к вышеперечисленным категориям лиц;

родителей, опекунов, попечителей детей-инвалидов;

лиц, сопровождающих инвалидов I группы. Для лиц, сопровождающих инвалида I группы, единый социальный проездной билет приобретается данным инвалидом.

Постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2007 N 105 с 1 августа 2007 г. стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области для вышеуказанных лиц, установлена в размере, не превышающем 250 рублей.

Также с 1 марта 2005 г. установлена стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области в пределах ежемесячной денежной выплаты с компенсацией разницы между ежемесячной денежной выплатой и ценой единого социального проездного билета в порядке, определенном Соглашением между Правительством Российской Федерации и Самарской областью, для следующих категорий граждан:

военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;

лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных
дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.

Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 25.12.2006 N 11931-1/п “Об утверждении стоимости проезда пассажиров на всех видах муниципального транспорта в городском сообщении на 2007 год“ стоимость обычного (не льготного) проездного месячного билета на 2007 для граждан установлена в размере 520 руб. 00 коп. на один вид транспорта и 680 руб. 00 коп. на два вида транспорта (автобус и троллейбус).

Разница между стоимостью ежемесячного проездного билета на два вида транспорта и единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ) составляла 470 руб. 00 коп. (680 руб. 00 коп. и 210 руб. 00 коп.), а после 01.08.2007 430 руб. 00 коп. (680 руб. 00 коп. и 250 руб. 00 коп.) и возмещалась истцу лишь частично (как органами ФГУП “Почта России“ - в результате перечисления выручки от реализации ЕСПБ, так и мэрией г. Тольятти - в результате перечисления дотаций из областного бюджета и субвенций из федерального бюджета).

В связи с неполным возмещением расходов по предоставлению льгот истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд и просил взыскать убытки, причиненные в результате неисполнения обязанности по возмещению выпадающих доходов общества в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки по единым социальным проездным билетам, в размере 21 607 091 руб. 10 коп. за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 с казны публично-правового образования - Самарской области в лице Министерства финансов Самарской области (как главного распорядителя бюджетных средств).

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из
следующего.

Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2006 N 23 разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (пункты 1, 19).

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что убытки, возникшие у истца в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры
социальной поддержки, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации в лице Министерства финансов Самарской области, так как постановлением правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 “Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан“ Самарская область приняла на себя обязанность полного возмещения предприятиям транспорта недополученных доходов за счет средств областного бюджета.

Суд кассационной инстанции считает не основанным на законе вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что Самарская область приняла на себя обязанность полного возмещения предприятиям транспорта недополученных доходов за счет средств областного бюджета.

В соответствии с пунктом 7 статьи 47 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ “О федеральном бюджете на 2007 год“ субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, в сумме 4 250 735,2 тыс. рублей с распределением между субъектами Российской Федерации согласно приложению 21 к настоящему Федеральному закону, предоставляемые в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802, принятым во исполнение статьи 47 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2007 год“, утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации,
принявших в установленном порядке нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие расходные обязательства субъектов Российской Федерации по осуществлению выплат:

гражданам, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, взамен бесплатного проезда;

транспортным организациям за предоставление социальных проездных билетов указанной категории граждан;

транспортным организациям на возмещение убытков при предоставлении льготного проезда и погашение задолженности за предоставленные льготы по проезду указанной категории граждан.

До принятия Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ бесплатный проезд определенным категориям граждан был предусмотрен рядом федеральных законов, указанных в постановлении правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 “Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан“. В частности, Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“, Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, Федеральным законом от 09.06.1993 N 5142-1 “О донорстве крови и ее компонентов“.

Следовательно, данные меры социальной поддержки относятся к ведению Российской Федерации, в связи с чем вывод арбитражного суда о том, что Самарская область приняла на себя обязанность полного возмещения предприятиям транспорта недополученных доходов за счет средств областного бюджета, противоречит указанным федеральным нормативным актам.

В
Постановлении Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 “Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан“ определен порядок предоставления льгот как гражданам, имеющим право на льготы на основании федеральных законов, так и гражданам, имеющим право на льготы на основании нормативных актов Самарской области.

При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо обсудить вопрос о привлечении Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в качестве второго ответчика по делу.

Следует установить, обеспечена ли реализация льгот, предусмотренных федеральным законодательством, органами государственной власти Российской Федерации, с этой целью необходимо выяснить, какие из перечисленных в Постановлении Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 льгот установлены федеральными законами и субвенсируются на основании статьи 47 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2007 год“, получены ли Самарской областью из федерального бюджета достаточные средства на покрытие ущерба от предоставления указанных льгот и компенсировали ли данные средства реальные расходы истца в части льгот, предусмотренных федеральным законодательством.

Необходимо также установить, какую часть ущерба должна возместить истцу Самарская область, установившая Ф.И.О. субъекта Российской Федерации, перечислялись ли истцу достаточные средства на покрытие ущерба от предоставления указанных льгот.

При новом рассмотрении арбитражному суду необходимо учесть изложенное и принять решение в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение от 03 октября 2008 г. Арбитражного суда Самарской области и постановление от 09 декабря 2008 г. Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А55-4885/2008 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.