Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 05.03.2009 по делу N А72-4149/2008 Если действие закона, предоставляющего льготы отдельным категориям граждан, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год и требования истца по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 марта 2009 г. по делу N А72-4149/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, Ульяновск,

на решение от 20.10.08 Арбитражного суда Ульяновской области и постановление от 15.12.08 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу А72-4149/2008

по исковому заявлению ФГУП “Ульяновское региональное протезно-ортопедическое предприятие“ Росздрава г. Ульяновск, к ГУ “Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ“, г. Ульяновск, публично-правовому образованию Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, о взыскании убытков,

третьи лица: Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области, г. Ульяновск, Фонд социального страхования Российской Федерации, г. Москва,

установил:

ФГУП “Ульяновское протезно-ортопедическое предприятие“
Росздрава, г. Ульяновск, обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковыми требованиями к публично-правовому образованию Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, о взыскании убытков в размере 144 069 руб., и к ГУ “Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ“, о взыскании 9 336 руб.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.10.2008 исковые требования удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2008 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.10.2008 оставлено без изменения.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.10.2008 и постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2008 Управление Федерального казначейства по Ульяновской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просило данные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Заявитель указал на нарушение судами норм материального и процессуального права.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность решения Арбитражного суда Ульяновской области от 20.10.2008 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2008 на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ответчика, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов про следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 14.02.2006 между Федеральным государственным унитарным предприятием “Ульяновское протезно-ортопедическое предприятие“ и государственным учреждением “Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ“ заключен государственный контракт N 07/135 по условиям которого истец принял на себя обязательства по изготовлению и поставке инвалидам по направлениям, выданным ответчиком, протезов ортопедической обуви, а ответчик обязался произвести оплату изделий, в соответствии с условиями контракта.

В период с 14.02 по 31.12.2006 истец на основании направлений, выданных ответчиком, изготовил 67
изделий и по актам выполненных работ передал их непосредственно инвалидам. Счета за протезно-ортопедические услуги на сумму 153 405 руб., согласно актам выполненных работ, оплачены не были.

Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (далее - Закон об инвалидах) предусмотрены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде обеспечения протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями, а также техническими средствами реабилитации.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ от 24.11.1995 государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р.

Согласно пункту 17 правил обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 877, финансирование предусмотренных указанными правилами расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых на эти цели фонду социального страхования Российской Федерации.

Судами установлено, что выделенные из федерального бюджета в 2006 году средства, предусмотренные на указанные цели, фондом израсходованы полностью в соответствии с целевым назначением, однако их оказалось недостаточно.

В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской
Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Судами правомерно установлено, что данная категория спора является спором о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы. Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает обжалуемые решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.10.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2008 законными и не подлежащими отмене.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.10.2008 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2008 по делу А72-4149/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.