Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 05.03.2009 по делу N А12-14647/2008 Налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия, поэтому проведение должностным лицом налогового органа проверочной закупки при осуществлении контроля за применением контрольно-кассовой техники не может расцениваться как полученное в соответствии с требованиями закона доказательство, подтверждающее событие правонарушения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 марта 2009 г. по делу N А12-14647/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Волгоградской области, г. Михайловка,

на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008 по делу N А12-14647/2008

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Агромикс“, п. Пригородный Волгоградской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Волгоградской области, г. Михайловка, об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Агромикс“ (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об
оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Волгоградской области от 21.08.2008 N 6-56-08/185 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.09.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008 решение суда первой инстанции от 16.09.2008 отменено. Постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Волгоградской области от 21.08.2008 N 6-56-08/185 признано незаконным и отменено.

Обжалуя постановление апелляционной инстанции в кассационном порядке, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Волгоградской области (далее - налоговый орган, инспекция) просит его отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Общества.

Заявителем кассационной жалобы отмечается, что судом неправильно применены нормы материального права. Доводы суда о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия на совершение контрольной закупки, необоснованны, так как сотрудники налогового органа вправе проводить проверку выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков. Кроме того, налоговый орган обладает правом контроля за применением контрольно-кассовой техники в рамках проверочных мероприятий. Факт покупки товара непосредственно сотрудниками инспекции при наличии у последних поручения на проверку не является превышением должностными лицами налоговых органов своих полномочий.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для его отмены.

Как установлено материалами дела, 06.08.2008 должностными лицами налогового органа была проведена проверка выполнения Федерального закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) с использованием платежных карт“ в кулинарии “Элефант“, принадлежащем обществу
с ограниченной ответственностью “Агромикс“, расположенного по адресу: г. Фролово, ул. Революционная, 16.

По результатам проверки составлен Акт проверки N 002067 от 06.08.2008, согласно которому при осуществлении денежного расчета за проданный товар - посыпушка в количестве 1 шт. по цене 8 руб., тарелка в количестве 1 шт. по цене 2 руб., беляш в количестве 1 шт. по цене 15 руб., чай в количестве 1 шт. по цене 5 руб. на общую сумму 30 рублей продавцом Абрамовой В.М. контрольно-кассовая техника не применялась.

07.08.2008 на основании акта проверки в отношении Общества налоговым органом был составлен протокол N 6-56-08/185 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л. д. 10).

21.08.2008 налоговым органом было вынесено постановление N 6-56-08/185 о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей (л. д. 11).

При рассмотрении вопроса о порядке привлечения к административной ответственности судом правомерно указано, что осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“, пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 “Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе“.

Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники. Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и
полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.

Из материалов дела следует, что сотрудниками инспекции лично осуществлена проверочная закупка товаров в кулинарии “Элефант“, принадлежащем обществу с ограниченной ответственностью “Агромикс“, сотрудники милиции в проверочных мероприятиях не участвовали.

Между тем, проверочная закупка в силу Закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Следовательно, проведение должностными лицами инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением Обществом контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.

Прямой запрет на проведение таких мероприятий, как контрольная закупка, содержится в ведомственном нормативном документе, изданном налоговым ведомством - Методические рекомендации по организации контроля за применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утверждены Госналогслужбой России и Департаментом налоговой полиции России 29.07.1994, 03.08.1994 N НИ-6-14/281, ВЯ-1155). Согласно пункту 1.9 этого документа: “Правом контрольной закупки налоговые органы не наделены, вместе с тем оно имеется у работников органов внутренних дел и инспекции по торговле, которые привлекаются к участию в проверках. Поэтому в целях получения фактических данных (доказательств) правильного применения контрольно-кассовых машин рекомендуется во время проверок производить указанными работниками контрольные закупки и оформлять их актами, которые прилагаются затем к акту проверки предприятия“.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

постановил:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.